суббота, 19 января 2013 г.


Будущее образования в самоорганизации?

14-20 января 2013 года с интересом наблюдала, как разворачивалось обсуждение в онлайн-курсе «Сотрудничество, Самоорганизация и Образование в Открытом Мире», организованном  человеком-энтузиастом, «увлеченным адвокатом открытого образования» (как он сам говорит о себе), преподавателем математики Сахалинского государственного университета Иваном Травкиным.
Иван предложил познакомиться с пятью докладами и обсудить их, используя в качестве площадки для дискуссии Твиттер.


День первый. Дон Тапскотт: Четыре принципа открытого мира

(Посмотреть видеозапись доклада, прочитать перевод доклада, познакомиться с обсуждением)

Докладчик утверждает, что 
  1. открытость – это сотрудничество; 
  2. открытость – это прозрачность; 
  3. открытость – это обмен информацией;  
  4. открытость – это децентрализация полномочий.
По существу, наверное, верно: с приходом Интернета мир становится более открытым, более прозрачным. И все-таки не могу сказать, чтобы доклад мне понравился. Да, автор приводит примеры, доказывающие, что открытость сегодня более выгодна, но в большинстве из этих примеров выигрыш получает кто-то конкретный – человек, фирма, корпорация. Открытость ради выгоды?

Открытость имеет смысл только в том случае, если она становится всеобщим благом.
Должна ли при этом быть честность со стороны всех участников? Нет, не обязательно. Пример – «Открытый класс». Проект НФПК, сеть профессиональных сообществ педагогов. Каждый желающий сам размещает свои ресурсы, организует мероприятия или участвует в них. Результат: Вы можете найти любой интересующий Вас документ: конспект урока, рабочую программу, дидактический материал  и т.д, сделанные до Вас и для Вас, и пользоваться ими. 

Не каждый готов делиться; кто-то возьмет Ваш ресурс и выдаст за свой где-то еще… Но педагогов это не пугает. «Открытый класс» действует! 
«Открытый класс» - пример действительной открытости (простите за тавтологию).


День второй. Говард Рейнгольд о сотрудничестве

(Посмотреть видеозапись доклада, прочитать перевод доклада, познакомиться с обсуждением)

Автор убеждает аудиторию, что миру насущно необходимо измениться так, чтобы в «дилемме заключенного» каждый всегда выбирал сотрудничество, а не самоутверждение за счет другого.

Суть дилеммы: если в игре есть выбор – два игрока сотрудничают и делят выигрыш или один предает и забирает всё, то предают оба, и оба оказываются проигравшими.


Несколько похожая ситуация часто встречается в школе. «Ты хочешь делать работу один или разделить ответственность с товарищем?» - «Один» - «Но ведь вместе легче?» - «А мы не ищем легких путей». В проигрыше оба: количество работы увеличилось вдвое. Почему мы не умеем доверять друг другу?


К счастью в жизни так бывает далеко не всегда. Но выбрать путь победителей нельзя, просто договорившись со всем миром. Это путь духовно-нравственного совершенствования  каждого из нас.  


Я знаю, что обман есть, периодически сталкиваюсь с ним… И все-таки я бы очень хотела избавиться от подозрительности и научиться доверять людям.


День третий. Сугата Митра рассказывает, как дети обучают самих себя

(Посмотреть видеозапись доклада, прочитать перевод доклада, познакомиться с обсуждением)

Основные идеи: 

  1. Отдаленность от центра влияет на качество образования. 
  2. Образовательные технологии надо применять сначала в отдаленных районах, а затем в других местах. 
  3. Ценности приобретаются, доктрины и догмы навязывают, это два противоположных механизма. 
  4. Обучение, скорее всего, самоорганизующаяся система.

Автор утверждает, что «начальное образование можно получить самостоятельно. Дети могут организовать сами себя и поставить себе цель обучения». 

Безусловно, могут. Святой равноапостольный Кирилл, будучи ребенком, выучил латынь, просто имея перед собой одну книгу на двух разных языках – латинском и греческом. Но сколько таких детей будет? Самообучение должно быть сверх стандарта. Но очень здорово, если мы научим детей ставить цели в обучении и достигать их.


День четвертый. Шимон Шокен: Самоорганизующиеся компьютерные курсы

(Посмотреть видеозапись доклада, прочитать перевод доклада, познакомиться с обсуждением)

Докладчик на примере разработанного  им в прошлом курса по созданию с нуля многофункционального компьютера со всем аппаратным и программным обеспечением показывает эффект, который может иметь массовый открытый онлайн-курс.

Кто же спорит, что это хорошо? Опять же некоторыми аналогами являются «Открытый класс» и «ЭОР» (несмотря на внешние атрибуты, это практически единое целое). Высокомотивированные педагоги приходят сюда учиться сами. Да, есть организаторы мероприятий, но это такие же энтузиасты.


Но опять же, это должно быть дополнением к основному образованию, а не заменой ему.



День пятый. Норина Хертц: Как работать с экспертами — и когда этого лучше не делать

(Посмотреть видеозапись доклада, прочитать перевод доклада, познакомиться с обсуждением)

Основная мысль: 
стратегии, актуальные сегодня - объединение разнообразий, проверка экспертного мнения, самостоятельный выбор точки зрения, принципиальное поведение. Необходимо принимать независимые решения, проверять экспертов, быть скептиками, отказываться от авторитетов. «Позволим экспертам тоже выражать неуверенность и сомнения».

Призыв принимать решения самим, не доверяя экспертам, из уст эксперта звучит как уход от ответственности :). Никогда человек не сможет разобраться во всем лучше экспертов, каждого в своей области. Может, тогда честнее эксперту говорить о степени достоверности его выводов? Знаете, какое-то время в прогнозе погоды сообщали: «Вероятность дождя составит 70%»? Сомнения эксперта - это нормально, только пусть он их выражает и обосновывает.



Мои выводы о курсе

Хочу выразить восхищение смелостью и мужеством Ивана, которые требуются человеку, задумавшего такой эксперимент. Люди могли не собраться, не принять предложенный способ общения, не услышать друг друга. Этого не произошло. Участники активно отвечали в Твиттере на предложенные вопросы, иногда спорили, многие рассуждали в блогах, приводя не только свои соображения, но и систематизируя мнения других.

Что получила лично я? 

  1. Обнаружила, что в сети есть множество интереснейших людей, энтузиастов, иногда романтиков, иногда очень критически мыслящих, которые уже сейчас понимают, что нужно образованию. Самое удивительное, что они оказались совсем рядом.
  2. Познакомилась с актуальными проблемами, которые тревожат мир, увидела точки зрения на них.
  3. Задумалась о роли образования и самообразования сегодня.
  4. Увидела способы самоорганизации в сети.

Спасибо огромное и Ивану, и всем участникам!


Комментариев нет:

Отправить комментарий