"От сердца - к сердцу"

1 сентября 2014 года

Первый культурно-образовательный православный форум Центрального федерального округа с таким названием прошел в последних числах августа на Тамбовщине. Инициатива его проведения принадлежала Попечительскому совету по реализации проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды». Попечительский совет действует уже пять лет, а возглавляет его полномочный представитель президента в ЦФО Александр Дмитриевич Беглов. 

Речь на форуме шла о проблемах духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Организацией занимались все заинтересованные стороны: управления образования, здравоохранения, культуры, институт повышения квалификации работников образования, Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение»... А православным он стал потому, что самое непосредственное участие в нем приняла Русская Православная Церковь. В частности, одной из самых ярких страничек форума стала встреча участников с Патриархом всея Руси Кириллом.

Впрочем, неярких страничек на форуме не было.

Форум начался торжественным открытием и пленарной частью, проходившей на базе самой необычной обычной сельской средней школы. Обычной – потому что собирает она всех, безо всякого конкурса, мальчишек и девчонок из всех прилегающих сел. Необычной – потому что… 
Впрочем, тут двумя предложениями не обойтись. Хотелось бы посвятить этой уникальной школе целый пост, поэтому пока рассказывать о ней не буду.


Та самая необычная обычная сельская школа

Удивило, насколько живыми и непосредственными были выступления докладчиков пленарного заседания! 
Генеральный директор издательства «Русское слово» Владимир Анатольевич Вахромеев поделился проблемой исключения из федерального перечня одной из линий учебников истории, выпускаемой издательством. Среди претензий к учебникам, например, такие: «избыточно патриотичны». Вы можете понять такую формулировку? Вот не представляется как-то, что патриотизм бывает избыточным.

Зал эмоционально переживал и ловил каждое слово, когда профессор Курского госуниверситета Владимир Михайлович Меньшиков размышлял о развитии современной российской школы, а профессор МГУ, сопредседатель правления союза писателей России Сергей Вячеславович Переверзенцев, автор тех самых опальных учебников, говорил о тенденциях мировых. Да и другие выступления выпукло запечатлелись в памяти. 

Мы стали свидетелями рождения ритуала: студенты-выпускники, будущие учителя начальных классов, первые из тех, кто прошел дополнительный модуль обучения по духовно-нравственному воспитанию, посвящались в педагоги. Трепетно произносились слова клятвы. Было бы здорово, чтобы эта красивая церемония стала традицией.


Посвящение студентов-выпускников в педагоги

Потом проходили дискуссионные площадки, одной из которых стал молодежный Круглый стол, где принимали участие школьники и студенты. Проблему ребята рассматривали совсем не детскую. Речь шла о святоотеческом наследии как основе духовно-нравственного выбора молодежи. 

А педагоги обсуждали разные грани формирования духовно-культурного пространства личности и государства.
Еще на одной дискуссионной площадке шла защита проекта «Православная инициатива». 

Кульминационным моментом стала запоминающаяся встреча с Патриархом. Зал Тамбовского драматического театра не смог вместить всех желающих. 



Святейший поразил глубоким знанием проблем современной школы. Он уверенно отвечал на вопросы педагогов, очень положительно отнесся к идее ЕГЭ, обратившись к своему опыту встречи с единым государственным экзаменом в Финляндии в 1975 году, но представил свое видение условий, при которых российский ЕГЭ сможет стать эффективным. Предстоятель РПЦ подчеркнул, что необходимо разрушить доминанту, что достаточно получить те знания, которые нужны на ЕГЭ, требуется уравновесить ЕГЭ серьезными изменениями в школьной программе. Пока система способствует тому, что знания, приобретаемые учениками, очень фрагментарны, узконаправленны на решение конкретных задач и не создают единой картины мира. «Зажатые ЕГЭ, мы теряем видение, горизонт, мировоззрение, широту». 

Удивил его Святейшество, заговорив об Интернете и его роли в учебе. Предстоятель Русской Православной Церкви обратил внимание, что на любой конкретный вопрос современные дети всё чаще отвечают: «Сейчас посмотрю» и быстро находят ответ. Конечно, ведь «Википедия знает всё». Но насколько надежны ресурсы, к которым они обращаются? Какую точку зрения усвоят таким образом? Если усвоят вообще. Потому что, на взгляд Святейшего Владыки, информация, полученная бессистемно, сразу и улетучивается. Фрагментарность знаний разрушает общую картину. 

Несколько раз подчеркивал, что нужна система! Настаивал, что должна быть единая концепция исторического материала. «Учебник должен формировать чувство любви к Родине». Сетовал, что снижается уровень выпускников школ.

Подумалось, что, конечно, прав Патриарх. Но только как эту систему построить, если из-за сокращения часов сама школьная программа стала фрагментарной? И как бы не старались педагоги: проекты, перевернутый класс, смешанное обучение – не смогут современные методики сформировать целостного мировоззрения, если эта целостность изначально разрушена несогласованностью программ по предметам, изобилием разрозненных терминов, нащипанными отдельными несвязными темами, которые ученик просто «проходит», к некоторым не возвращаясь уже никогда.

А Патриарх вспоминал своих школьных учителей, своих преподавателей духовной семинарии. И поделился любопытным наблюдением о своих однокурсниках: «Никто из нас не помнит, что говорили нам о стилистике, но мы хорошо помним, как учили нас жизни. Важен тот воспитательный импульс, который дает умный педагог».


Речь шла и о профессиональном стандарте педагога, в котором почему-то не содержится упоминание о роли учителя в духовно-нравственном воспитании. Понравились слова: «Невозможно учить других, если ты сам не растешь». Как получается, что это понимает человек, в общем-то, далекий по роду деятельности от образования, но не всегда понимают сами педагоги?

На вопрос, какое общее дело могло бы сегодня сплотить россиян, Патриарх предложил: «Общенациональная кампания по очищению Земли». И посетовал: «Грязно живем».

Главную цель, стоящую перед школой, Патриарх определил так: «Задать вектор развития личности от земли к Небу». И лейтмотивом его размышлений звучала мысль: "Личность педагога - ключевой фактор образования".

Для участников форума была разработана и культурная программа: мы стали зрителями фестиваля хоров «Песни над Цной», куда, кажется, собрался весь город. И даже сильный ливень, внезапно обрушивший многотонную массу воды на головы зрителей и артистов, лишь на небольшое время приостановил фестивальную программу.



Верится, что форум, на котором посчастливилось побывать, воодушевил на новые свершения не только его участников, но даст импульс всей системе образования и воспитания в российских школах.

Комментарии


Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1727
  • Регистрация: 14.9.2011
  • Из: Ростов-на-Дону
  • Номер участника: 110661
Предупреждение
Спасибо. Мне тоже понравились слова: «Невозможно учить других, если ты сам не растешь».

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Елена ИТ @ 1.9.2014, 23:04)
Спасибо. Мне тоже понравились слова: «Невозможно учить других, если ты сам не растешь».

Спасибо, Елена Анатольевна!
Концепция "Обучение через всю жизнь" утвердилась уже, кажется, во всех сферах нашей жизни. Но практика показывает, как трудно ее бывает принять на деле даже педагогам. Наверное, поэтому многие говорят: "Пусть молодежь это осваивает, а мне бы только до пенсии доработать".

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2123
  • Регистрация: 6.1.2012
  • Из: *
  • Номер участника: 112843
Предупреждение
Дорогая Елена Александровна!
Спасибо за такой вдумчивый рассказ о форуме. Согласна с каждым словом и очень рада, что многие беспокоящие нас проблемы озвучены и задан вектор их решения!
Особенно затронули строки:
Цитата
Речь шла и о профессиональном стандарте педагога, в котором почему-то не содержится упоминание о роли учителя в духовно-нравственном воспитании.

Согласна, что это неправильно... sad.gif

Комментариев нет:

Отправить комментарий