В защиту презентации

7 августа 2013 года

О презентациях сказано немало. Что побудило вернуться еще раз и написать этот пост? Показалось, что галактические профессионалы несколько пренебрежительно относятся к презентациям. Сначала я услышала сомнение Елены Александровны Годуновой в возможности презентации быть индуктором.

Потом, знакомясь с материалами Галактического сообщества, просматривала блоги уважаемых людей, которые делают Галактику тем, чем она стала, задают тон, ведут участников в удивительный мир ИКТ. В одном из комментариев в блоге Марины Александровны Ливенец встретила очень эмоциональную фразу. На слова Сауле Абдыкановой, что без ИКТ вообще нельзя представить образование в школе, Марина Александровна ответила: «Однако иногда, если учитель клепает одни презентации и показывает их детям, уж лучше бы тогда и не клепал». 
Ясно, что речь идет об обычной программе PowerPoint. Понимаю, что сказано в сердцах, понимаю, откуда неудовлетворенность, но все-таки стало как-то по-детски обидно. И очень захотелось выступить в защиту учителя и презентации. Старой, доброй презентации в PowerPoint. Ведь именно это - та форма, которую сегодня научились применять практически все педагоги, использующие ОС Windows. 
Говоря «научились», я преувеличиваю? Вполне возможно. Тогда так: приобрели некоторые технические навыки, а теперь, продолжая совершенствовать и оттачивать свое мастерство, ощупью ищут наиболее эффективные способы ее применения. 

Но ведь все начинается с первого шага. Не случайно, в матрице уровней интеграции технологий в том же блоге начальный уровень обозначен: «Учитель использует технологии для предоставления ученикам содержания учебной темы». 
Тем более? что презентация в той форме, как мы ее себе представляли – картинка+текст, повторяющий с сокращениями рассказ учителя, уже, пожалуй, ушла в прошлое. Теперь происходит некая методическая подстройка, осознание, зачем нам этот инструмент нужен и в каком варианте он будет наиболее полезен.

Скажу по секрету: я учитель, который «клепает» презентации, создавая их радостно и вдохновенно. За семь лет, пока в классе есть компьютер и проектор, у меня их накопилось более полутора сотен. Они очень разные и по объему, и по подходу. Иногда они состоят всего из одного слайда, на котором в ходе эвристической беседы возникает опорный конспект. Иногда в них заложен в обобщенной форме материал целой главы, чтобы получить возможность вернуться и лаконично повторить основное содержание. Они тщательно рассортированы, разложены по папкам - сначала по дидактическим целям, потом по темам, так что поиск осуществляется очень быстро.


Для чего я использую презентацию?

1) Конечно, первым пунктом будет «обеспечение наглядности». Почему «конечно»?
Химия – предмет, в основе которого лежит особый химический язык. Мы обозначаем реальные, но никогда никем не виденные объекты знаками, строим из них формулы веществ и формулами же пытаемся описать преобразования, происходящие с веществами. 
В то время, как по данным психологов, у 57,8% восьмиклассников способность действовать в уме еще не сформирована (источник данных: И.М. Титова. Обучение химии. – СПб.: КАРО, 2002 – с.23). Вот и кажется нашим детям химия китайской грамотой. Они не представляют, не рисуют в уме образа, стоящего за формулой. Безусловно, мы научили объяснять, что показывает формула, и все же, оперируя уравнением реакции, больше половины детей видят в нем только математические и химические знаки, а не реальные процессы. Может, поэтому так часто химию (и физику) относят школьники к нелюбимым предметам. 

Значит, процесс нужно визуализировать, сделать зримым. Пусть молекулы движутся и перестраиваются. Как? Незаменимая помощница для меня в том, чтобы соорудить такую динамическую схему, - презентация. Да, учителя, по крайней мере, учителя химии, приветствуют анимацию, которая не отвлекает от усвоения материала, а моделирует динамику химического процесса. Эту форму презентации можно использовать и при объяснении, и при закреплении, возвращаясь к схемам многократно.

Примеры презентаций – динамических схем: 
Кислые и основные соли 
Реакции замещения в органической химии

2) Презентация может сопровождать объяснение нового материала. Это и опорный конспект для эвристической беседы. И задание-мотиватор, включающее любопытство и активность ученика. Ведь от чего-то отталкиваться учителю надо. Почему это «что-то» не может быть наглядно и доступно представлено в виде визуальных образов в презентации?
Например, мотиватор к теме «Алюминий»
или к теме «Коррозия металлов».

В том числе, презентацию можно сделать и индуктором. Например, тема «Вода». Создаем с помощью презентации PowerPoint слайдшоу с красивыми видами воды (водопады, облака, снег), можно с музыкальным оформлением, и просим детей придумать эпитеты к слову «вода»: удивительная, жизнеутверждающая, обыденная, стандартная, аномальная, распространенная, дефицитная, активная, инертная, грязная, хрустально чистая… Знаете, сколько несовместимых слов они назовут! Можно еще и свои добавить. И из всего получившегося, точнее, из ответов: "Почему вы так решили?", сделать план урока.

Если речь о презентации с ключевыми понятиями урока, то я предпочитаю делать так. Сначала мы разбираем сложный материал, работая мелом и тряпкой (без презентации), а потом я предлагаю попробовать каждому повторить про себя эти ключевые понятия. На слайдах презентации при этом сначала вопросы (определения с пропущенными словами, схемы, которые надо дополнить и т.д.), а потом уже правильные ответы, чтобы ученик мог сопоставить, что он усвоил, с условным эталоном.

3) Представление заданий на этапе закрепления материала. Тут две причины, почему оправдана презентация. Задания, которые я использую для урока, берутся далеко не только из учебника. Распечатывать их к каждому уроку – удовольствие достаточно дорогое, хотя я и стараюсь это делать, когда условия заданий громоздкие. Воспринимать на слух – сложно. До появления ИКТ мы писали условия до урока на доске. Теперь можно поместить их на слайде презентации. Это раз. Во-вторых, зачастую к заданию бывает полезно подобрать иллюстрацию, например, напомнить, как выглядит тот или иной опыт. И так удобно, когда все – условие задачи, справочные данные (например, графики растворимости солей в зависимости от температуры), картинка – будут собраны в одном месте. Нередко я использую изображение, на котором стрелочками, вопросительными знаками или краткими фразами нанесено задание.


4) Для быстрой организации повторения какого-либо ключевого вопроса, который является фундаментом для дальнейшего приобретения знаний. Да, мы обсуждаем такие вопросы устно. Но считаю весьма полезным после устного обсуждения еще раз дать возможность увидеть все наглядно. Ведь кто-то из учеников аудиал, а кто-то визуал. 

По всем основным темам, к которым надо вернуться при повторении (особенно при подготовке к ЕГЭ и ГИА), всегда имею на рабочем столе обобщающие презентации. Иногда потребность обратиться к какому-то материалу возникает на уроке неожиданно: дети задают вопрос. Презентация, созданная специально для обобщающего повторения, в папке на компьютере, находящейся всегда под рукой, дает возможность сделать это практически без потерь времени.

Примеры презентаций для повторения: 
Номенклатура солей, 8 класс
Виды химической связи

5) Подготовка к ЕГЭ и ГИА – отдельный пункт. Особенно это касается девятиклассников, у которых еще недостаточно навыков в работе с тестами. Прочитала совет психологов - возвращаться к форме заданий ГИА часто и понемногу, 2-3 вопроса на каждом уроке. Работа с раздаточным материалом при этом становится малоэффективной: пока дети найдут задание, пора переходить к другой форме работы. Презентация спасает и тут. Она помогает не только привлечь внимание всего класса, наглядно выделить верный ответ, но и продемонстрировать, как правильно внести этот ответ в бланк. В части «В» - задания с кратким ответом - это более чем актуально. Поскольку по разным предметам инструкции, как работать с бланками, разные, и на экзамене встречается много ошибок не содержательных, а чисто технических – написать ответы с пробелами или без, поставить запятые или нет.

6) Организация самостоятельных работ с самопроверкой. Сначала задания, потом ответы. Например, я люблю эту форму при подготовке к контрольной работе. Ученикам тоже интересно узнать, насколько они готовы. Как возможный вариант: тест, ответы к которому выбираются из одного и того же набора слов. Почему из одного? Так проще работать с экрана, вчитываться придется только в вопрос. 
А потом проходим по тем же вопросам, обсуждая правильные варианты ответов.


7) Заготовки для интерактивной доски, с которыми потом будем работать на уроке – заполнить таблицу, рассортировать признаки, соединить линиями объекты и их свойства и т.д. – тоже удобно делать в виде презентации PowerPoint.

Далее в матрице уровней интеграции технологий следующий уровень: «Учитель направляет учеников на простое использование инструментов на основе программного обеспечения». 
И здесь еще одна причина, почему учителя любят презентации. Их умеют делать все дети. Большинство учеников, готовя доклады, сообщения, выступления на конференции, выберут в качестве сопровождения презентацию в PowerPoint. Согласна, что мы не вправе использовать только то, чему школьников научили на уроках информатики, должны вносить и свою лепту. И уже делаем это. Учимся постепенно не ограничиваться только предметными компетенциями. Но пока еще не пройден начальный этап этого трудного процесса.

Думаю, я перечислила не все пункты, зачем мне нужна презентация. Учителя наверняка могут дополнить.

Добавлю несколько слов о программе PowerPoint. Я давно приспособилась использовать ее и как редактор для рисунков: сделать у картинки прозрачный фон, сшить рисунки, наложить друг на друга, вписать в геометрические фигуры, добавить надписи, можно и по кругу, рамочки, поменять цвет, размыть контуры – столько всяких возможностей. В частности, в этой программе сделаны коллажи здесь и здесь.
А вы знаете, что презентацию можно сохранить так, что она будет открываться на компьютере, где не установлена данная программа?



Коллеги, а как вы относитесь к презентациям? В чем видите их преимущества и недостатки? Почему у многих эта форма ассоциируется со вчерашним днем?

Комментарии


Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4165
  • Регистрация: 7.5.2012
  • Из: Жамбылский район село Мынбаево Алматинская обл.
  • Номер участника: 115371
Презентация нужна и полезна, сейчас пишу доклад на августовское совещание,требуют только в программе PowerPoint. Она проста и удобна!


--------------------
С уважением Сауле Абдыканова

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2386
  • Регистрация: 16.9.2012
  • Из: п. Кавалерово, Приморского края
  • Номер участника: 118879
Я тоже стараюсь пользоваться презентациями. У меня модем в школе еле ползёт, а за презентацию я спокойна: она может и объяснять новой, и закреплять пройденное (игры и тренажёры), украшать праздник.

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 237
  • Регистрация: 2.3.2013
  • Из: Ульяновск
  • Номер участника: 126406
"Для чего я использую презентацию?
1) Конечно, первым пунктом будет «обеспечение наглядности».
2) Презентация может сопровождать объяснение нового материала.
3) Представление заданий на этапе закрепления материала.
4) Для быстрой организации повторения какого-либо ключевого вопроса
5) Подготовка к ЕГЭ и ГИА
6) Организация самостоятельных работ с самопроверкой
7) Заготовки для интерактивной доски"
Я не знаю такого учителя,который бы не был зарегистрирован в "Сети творческих учителей" и не использовал бы на уроках презентации с этого портала. У географов свой конструктор уроков и здесь можно подобрать любую презентацию из перечисленного выше списка. Вот один из примеров конструктора. Я часто использую эти презентации. Замечательный материал!!

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Цитата
Сначала я услышала сомнение Елены Александровны Годуновой в возможности презентации быть индуктором

Как парадоксально устроена наша память! Ваша фраза, Елена Александровна, пробудила мои воспоминания и я нашла презентацию, с которой выступала на педсовете, знакомя учителей с возможностями эмоционального, мотивирующего начала урока. Эти приемы, вполне, как мне кажется, можно назвать индукторами. Вот все и выстроилось , как звенья одной цепи или сложилось как пазл. Спасибо вам за мотивирующий к размышлениям пост и систематизацию ваших материалов, которые, наверняка, полезны как химикам, так и учителям других предметов, благодаря реализации вашего стиля, задумок, логике.
Смогу поделиться своей презентацией, как только вы поясните мою ситуацию, вами описанную
Цитата
А вы знаете, что презентацию можно сохранить так, что она будет открываться на компьютере, где не установлена данная программа?
и случившуюся после переустановки ОС.


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Цитата(saulesha @ 8.8.2013, 0:39)
Презентация нужна и полезна, сейчас пишу доклад на августовское совещание,требуют только в программе PowerPoint. Она проста и удобна!

Сауле Алихановна, спасибо за Ваше мнение. Первое Ваше утверждение поддерживаю на 100%. Конечно нужна! Удобна! Востребована!
А почему доклад на августовское совещание требуют обязательно в Power Point? Разве автор не сам выбирает, как ему представлять свое выступление?

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Цитата(Панкова Татьяна Владимировна @ 8.8.2013, 5:49)
Я тоже стараюсь пользоваться презентациями. У меня модем в школе еле ползёт, а за презентацию я спокойна: она может и объяснять новой, и закреплять пройденное (игры и тренажёры), украшать праздник.

Татьяна Владимировна, а презентации Вы делаете дома или в школе? Постоянно забывала и теряла флешки, теперь все, что нужно мне для урока, складываю дома в почтовый ящик и открываю в школе. Так что с медленным Интернетом все равно плохо.
Но сейчас в критериях оплаты труда директоров школ добавляют пункт: "наличие быстрого Интернета в школе". Так что директора будут заинтересованы, к нашему счастью, в хорошем доступе к сети. wink.gif

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Цитата(Geografinia @ 8.8.2013, 7:28)
Я не знаю такого учителя,который бы не был зарегистрирован в "Сети творческих учителей" и не использовал бы на уроках презентации с этого портала. У географов свой конструктор уроков и здесь можно подобрать любую презентацию из перечисленного выше списка. Вот один из примеров конструктора. Я часто использую эти презентации. Замечательный материал!!

Ну, тогда я первая. biggrin.gif Я не зарегистрирована в "Сети творческих учителей" и не использую на уроках презентации с этого портала. Просто потребности такой не возникало.
Вообще считаю, что лучший вариант: сделать свое, для конкретных детей, под свое видение. Переубедите меня, пожалуйста!

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Цитата(lena1 @ 8.8.2013, 7:44)
Как парадоксально устроена наша память! Ваша фраза, Елена Александровна, пробудила мои воспоминания и я нашла презентацию, с которой выступала на педсовете, знакомя учителей с возможностями эмоционального, мотивирующего начала урока. Эти приемы, вполне, как мне кажется, можно назвать индукторами. Вот все и выстроилось , как звенья одной цепи или сложилось как пазл. Спасибо вам за мотивирующий к размышлениям пост и систематизацию ваших материалов, которые, наверняка, полезны как химикам, так и учителям других предметов, благодаря реализации вашего стиля, задумок, логике.
Смогу поделиться своей презентацией, как только вы поясните мою ситуацию, вами описанную
и случившуюся после переустановки ОС.

Елена Александровна, спасибо за продолжение диалога!
Ситуация Ваша обратная к описанной. Я говорю о том, что презентацию можно сохранить так, чтобы потом открыть на компьютере. А у Вас можно загрузить презентацию на сайт, не открывая, люди ее скачают и просмотрят.

Поясню, что я имела ввиду. В программе Power Point есть функция "подготовить к записи на компакт-диск". При этом презентация помещается в папку вместе с программой-просмотрщиком Power Point Viewer, весящей всего несколько мегабайт.





Естественно компакт-диск нам не нужен, но можно сбросить папку на флешку, презентация откроется и без Microsoft Office.

Пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 10
  • Регистрация: 1.7.2013
  • Номер участника: 132948
К вопросу о полезности презентаций... У нынешних деток "клиповое " восприятие информации, им понятнее картинка, чем абстрактная схема. В таком случае, презентация - благо, особенно если это совместное творчество детей и учителя. Она помогает структурировать и иллюстрировать любой изучаемый материал. Я за! Спасибо за то, что обсуждается данная тема. Но проблема есть-5-6 уроков и все презентации, собственное воображение начинает "отдыхать".

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Цитата(Маслова Ирина @ 8.8.2013, 10:47)
К вопросу о полезности презентаций... У нынешних деток "клиповое " восприятие информации, им понятнее картинка, чем абстрактная схема. В таком случае, презентация - благо, особенно если это совместное творчество детей и учителя. Она помогает структурировать и иллюстрировать любой изучаемый материал. Я за! Спасибо за то, что обсуждается данная тема. Но проблема есть-5-6 уроков и все презентации, собственное воображение начинает "отдыхать".

Ирина, спасибо, что присоединились к обсуждению!
5-6 уроков - это и само по себе проблема, даже без ИКТ. На 6 уроке отключается уже всё, не только воображение. biggrin.gif
Но с другой стороны, раньше в расписании было 7 уроков, и учились.
Я не думаю, что мы перегрузим детей ИКТ.
Во-первых, мы же пользуемся ими не весь урок, а на каком-то определенном этапе.
Во-вторых, даже если у меня по этой теме множество ресурсов, я все равно примеряю,а нужны ли они в данный конкретный момент данным конкретным детям. Так что далеко не на всех уроках компьютер пашет.
Ну а в-третьих, использование ИКТ, облегчающее понимание, упрощающее запоминание, создающее положительный настрой, - уже само является здоровьесберегающей технологией.

Так что пусть у нас будет выбор. А мы постараемся не ошибиться.

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 658
  • Регистрация: 13.4.2011
  • Из: Томск Россия
  • Номер участника: 96864
Мне очень жаль, но я уже давно не использую презентации для подготовки к урокам. Нет необходимости .Просто у меня в классе установлена ИД и поэтому весь наглядный материал я готовлю на доске. Дома я установила программное обеспечение к этой доске и готовлю флипчарты тоже дома. Очень удобно.

--------------------
С уважением, Валентина Филатова

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Цитата(vgfilatova @ 8.8.2013, 11:32)
Мне очень жаль, но я уже давно не использую презентации для подготовки к урокам. Нет необходимости. Просто у меня в классе установлена ИД и поэтому весь наглядный материал я готовлю на доске. Дома я установила программное обеспечение к этой доске и готовлю флипчарты тоже дома. Очень удобно.

Почему же жаль, Валентина Григорьевна?! Это же здорово, что Вы и Ваша школа такие продвинутые! Наверное, и мы когда-нибудь доберемся до этого уровня. Убегать вперед труднее, зато Вы можете нас научить чему-то, что для нас пока тайна за семью печатями.

Валентина Григорьевна, но ведь был и в Вашей жизни "презентационный этап"? Или Вы сразу с интерактивной доски начали? wink.gif

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 658
  • Регистрация: 13.4.2011
  • Из: Томск Россия
  • Номер участника: 96864
Елена Александровна, презентации очень удобный формат и я также имею большую коллекцию презентаций .ррt
Хочу отметить , что прошу учеников подготовить презентации часто в качестве домашнего задания . Презентации востребованы во время участия школьников в конкурсах различного уровня.Я бы не стала исключать возможность использования презентации в работе учителя .Удобно, наглядно, приемлемо , эффективно .Вопрос в том, как мы учителя их используем.Если это только на пользу учебного процесса, то я бы на критику не стала обращать внимание.
Елена Александровна, Вы привели столько аргументов за , поэтому и нет смысла отказываться от презентации.

--------------------
С уважением, Валентина Филатова

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Цитата(vgfilatova @ 8.8.2013, 12:38)
прошу учеников подготовить презентации часто в качестве домашнего задания.

Валентина Григорьевна, я тоже приветствую, когда ученики делают презентации. Но бывает такое, что они скачивают готовое и выдают за свое. Вы с такой проблемой сталкивались?
Пока мне удается выявить таких "хитрецов" (хотя может уже и не всегда?) по дате создания презентации, автору, записи о которых сохраняются в свойствах файла. Но ведь все эти параметры можно легко изменить. Или не страшно, если кто-то начнет жульничать?

Цитата(vgfilatova @ 8.8.2013, 12:38)
Если это только на пользу учебного процесса, то я бы на критику не стала обращать внимание.

Критика - повод к диалогу. Что-то делаешь, не задумываясь, потом встречаешь критические замечания - включается мышление, хочется обсудить. А уж какие выводы мы сделаем - нам решать. smile.gif Нет, меня критика не вводит в уныние.

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 658
  • Регистрация: 13.4.2011
  • Из: Томск Россия
  • Номер участника: 96864
Задания, которые я даю в качестве домашнего задания, как правило должны выполняться в группе.Даже если где-то и скачают чужую , то мне нужны пояснения, аргументы и пояснения по вопросу , который перед ними был поставлен, да еще на иностранном языке.Поэтому чужая презентация мало чем поможет, если не готовились к занятию.

--------------------
С уважением, Валентина Филатова

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 237
  • Регистрация: 2.3.2013
  • Из: Ульяновск
  • Номер участника: 126406
Цитата(Елена Пономарева @ 8.8.2013, 10:31)
Цитата(Geografinia @ 8.8.2013, 7:28)
Я не знаю такого учителя,который бы не был зарегистрирован в "Сети творческих учителей" и не использовал бы на уроках презентации с этого портала. У географов свой конструктор уроков и здесь можно подобрать любую презентацию из перечисленного выше списка. Вот один из примеров конструктора. Я часто использую эти презентации. Замечательный материал!!

Ну, тогда я первая. biggrin.gif Я не зарегистрирована в "Сети творческих учителей" и не использую на уроках презентации с этого портала. Просто потребности такой не возникало.
Вообще считаю, что лучший вариант: сделать свое, для конкретных детей, под свое видение. Переубедите меня, пожалуйста! wink.gif smile.gif

Зачем изобретать велосипед,если до тебя его уже сделали??
Там очень хороший материал для уроков,если не нравится,можете что-то изменить"под своё видение" smile.gif

Сообщение отредактировал Geografinia - 8.8.2013, 12:29

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Цитата(vgfilatova @ 8.8.2013, 13:04)
Задания, которые я даю в качестве домашнего задания, как правило должны выполняться в группе. Даже если где-то и скачают чужую , то мне нужны пояснения, аргументы и пояснения по вопросу, который перед ними был поставлен, да еще на иностранном языке. Поэтому чужая презентация мало чем поможет, если не готовились к занятию.

Ага, понятно, главное правильно поставить вопрос. Согласна, что использование иностранного языка упрощает ситуацию для учителя: тут уж вряд ли найдешь ресурс точно по теме. Надо делать самому. smile.gif

А для групповой работы мне больше нравится, когда дети используют какие-то подходящие для этого сервисы. Обычно они и не возражают.

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Цитата(Geografinia @ 8.8.2013, 13:29)
Зачем изобретать велосипед, если до тебя его уже сделали??
Там очень хороший материал для уроков, если не нравится,можете что-то изменить"под своё видение" smile.gif

Елена Александровна, я знаю, что встречается хороший материал. Но когда он нужен, как правило, по закону бутерброда, попадается материал, ну, совсем неподходящий.
И кажется более простым, не теряя времени на поиск, сразу сделать свое. Это обманчивое впечатление?
И можно ли сразу узнать, где прячется именно то, что нам нужно?
Тут только рекомендации коллег, наверное, спасут. Если коллеги захотят делиться тем, что нашли сами. smile.gif

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4165
  • Регистрация: 7.5.2012
  • Из: Жамбылский район село Мынбаево Алматинская обл.
  • Номер участника: 115371
Елена Александровна! Я не знаю,почему требуют, но мы учителя которые готовили учеников к ЕНТ это у вас ЕГЭ, отчеты по ним требовали в презентациях, сами департамент районного образования, делают доклады в презентациях.


--------------------
С уважением Сауле Абдыканова



Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Цитата(saulesha @ 8.8.2013, 16:31)
Елена Александровна! Я не знаю,почему требуют, но мы учителя которые готовили учеников к ЕНТ это у вас ЕГЭ, отчеты по ним требовали в презентациях, сами департамент районного образования, делают доклады в презентациях.

Ну, с одной стороны, я рада, что у моей любимой программы такие горячие поклонники. biggrin.gif
Но должен же быть и здравый смысл!
Да, я использую презентации. Но я знаю, почему. И могу это пояснить в каждом конкретном случае.
А они могут аргументировать это требование?



Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 130
  • Регистрация: 19.10.2012
  • Из: Самара
  • Номер участника: 122086
Цитата(Елена Пономарева @ 8.8.2013, 13:37)
Цитата(Geografinia @ 8.8.2013, 13:29)
Зачем изобретать велосипед, если до тебя его уже сделали??
Там очень хороший материал для уроков, если не нравится,можете что-то изменить"под своё видение" smile.gif

Елена Александровна, я знаю, что встречается хороший материал. Но когда он нужен, как правило, по закону бутерброда, попадается материал, ну, совсем неподходящий.
И кажется более простым, не теряя времени на поиск, сразу сделать свое. Это обманчивое впечатление?
И можно ли сразу узнать, где прячется именно то, что нам нужно? 

Несколько попыток воспользоваться чужой мудростью я сделала, но переделывать замучилась. Там, где есть здравая мысль или интересный материал, часто не соблюдаются элементарные правила создания презентаций sad.gif. Жаль времени, действительно легче сделать самой!
Но сколько бы мы не знакомились с новыми сервисами - презентация, безусловно, ценный инструмент!
Елена! Мне очень понравился Ваш подход к систематизации созданных презентаций. Сразу захотелось произвести у себя сортировку и перегруппировку.
Кто любит красивые схемы, ментальные карты и прочие штучки, которые можно использовать как в презентациях, так и при создании цветных печатных пособий, плакатов - предлагаю вашему вниманию программу Edraw Max, программа платная, но можно найти портативную версию (я себе такую и установила). Пример 

Сообщение отредактировал irex171 - 8.8.2013, 21:45


--------------------
Ирина Панфилова

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 130
  • Регистрация: 19.10.2012
  • Из: Самара
  • Номер участника: 122086
Предупреждение
Цитата
забывала и теряла флешки, теперь все, что нужно мне для урока, складываю дома в почтовый ящик и открываю в школе. Так что с медленным Интернетом все равно плохо.

Сначала такой прием тоже считала для себя находкой, но перегружается почта. Сейчас кидаю все на Яндекс-диск или загружаю на Гугл-диск, а флешками не пользуюсь вообще. Открываешь диск> скидываешь на рабочий стол - и медленный интернет не является тогда проблемой.

Сообщение отредактировал irex171 - 8.8.2013, 20:45


--------------------
Ирина Панфилова

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(irex171 @ 8.8.2013, 21:28)
Несколько попыток воспользоваться чужой мудростью я сделала, но переделывать замучилась. Там, где есть здравая мысль или интересный материал, часто не соблюдаются элементарные правила создания презентаций sad.gif. Жаль времени, действительно легче сделать самой!
Но сколько бы мы не знакомились с новыми сервисами - презентация, безусловно, ценный инструмент!

Кто любит красивые схемы, ментальные карты и прочие штучки, которые можно использовать как в презентациях, так и при создании цветных печатных пособий, плакатов - предлагаю вашему вниманию программу Edraw Max, программа платная, но можно найти портативную версию (я себе такую и установила). Пример

Схема и правда замечательная! И содержательно, и с точки зрения эстетичности.

А с презентациями... Наверное, когда общий уровень IT-компетентности педагогов повысится, проблема отпадет. Пока не все, к сожалению, даже знакомы с требованиями к презентации.

Мы, например, на уровне города создали пару лет назад творческую группу учителей химии при Центре развития образования, собрали у учителей их презентации, отобрали качественные ресурсы и создали компакт-диск с методичкой. Потом методист ушел, заниматься стало некому, работа осталась неизданной, но диск разошелся "самиздатом". smile.gif

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(irex171 @ 8.8.2013, 21:44)
Сначала такой прием тоже считала для себя находкой, но перегружается почта. Сейчас кидаю все на Яндекс-диск или загружаю на Гугл-диск, а флешками не пользуюсь вообще. Открываешь диск> скидываешь на рабочий стол - и медленный интернет не является тогда проблемой.

Все правильно, Ирина Юрьевна. Но проблема, что Гугл-диск не сохраняет анимации, а Яндекс-диском можно будет пользоваться, если в кабинете только один учитель. Или не устанавливать программу Яндекс-диск вообще. Иначе при синхронизации останутся материалы только одного аккаунта.

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 130
  • Регистрация: 19.10.2012
  • Из: Самара
  • Номер участника: 122086
Предупреждение
Цитата
Все правильно, Ирина Юрьевна. Но проблема, что Гугл-диск не сохраняет анимации, а Яндекс-диском можно будет пользоваться, если в кабинете только один учитель. Или не устанавливать программу Яндекс-диск вообще. Иначе при синхронизации останутся материалы только одного аккаунта.

Вы правы, я в кабинете хоть и не одна, но единственная в школе, кто вообще Яндекс-диском пользуется, поэтому и проблем не возникало. А сейчас дали 8 ученических ноутбуков, так что и напарнице было бы где с Я-диском поработать, было бы желание...


--------------------
Ирина Панфилова

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 130
  • Регистрация: 19.10.2012
  • Из: Самара
  • Номер участника: 122086
Предупреждение
Цитата(Елена Пономарева @ 8.8.2013, 22:01)
А с презентациями... Наверное, когда общий уровень IT-компетентности педагогов повысится, проблема отпадет. Пока не все, к сожалению, даже знакомы с требованиями к презентации.

В своё время изучала разные рекомендации по созданию презентаций в РР, но разумней, чем прописаны в учебнике Intel Обучение для будущего (М., 2006) - Критерии на стр. 117-118, не нашла.
Например, когда говориться о том, что шрифты без засечек (Arial, Tahoma ...) легче читать с большого расстояния.
И вспомните ситуации, когда сидишь на "взрослой" конференции, слушаешь замечательных, заслуженных и уважаемых людей, и пытаешься различить сливающуюся строку на экране, набранную в Times New Roman...
А казалось бы - такое простое правило!

Сообщение отредактировал irex171 - 8.8.2013, 22:33


--------------------
Ирина Панфилова

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 658
  • Регистрация: 13.4.2011
  • Из: Томск Россия
  • Номер участника: 96864
Предупреждение
У нас требования к презентациям для участия в конкурсах выставлены на сайте гимназии.
А ещё,когда ученики готовят свои работы для выступлений , то я их спрашиваю, что нужно сделать и как же нужно выступить , чтобы ваше выступление провалилось.
Такой вопрос заставляет вспомнить про критерии для презентации .ppt и плюс ораторское искусство.


--------------------
С уважением, Валентина Филатова

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение
Алсу Ганиева предлагает в своем блоге пойти От презентации к мультфильму, описывая как с помощью PPT сделать образовательный мультфильм.По-моему,здорово!


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(irex171 @ 8.8.2013, 22:52)
Вы правы, я в кабинете хоть и не одна, но единственная в школе, кто вообще Яндекс-диском пользуется, поэтому и проблем не возникало. А сейчас дали 8 ученических ноутбуков, так что и напарнице было бы где с Я-диском поработать, было бы желание...

Ирина Юрьевна, у меня появилась идея, как сделать, чтобы, если в кабинете не один человек, могли работать с Яндекс-диском все. Надо создать отдельный аккаунт - аккаунт кабинета. И каждый со своего домашнего компьютера будет давать доступ со своего аккаунта на кабинетный к тем материалам, которые нужны для урока. Это будет Яндекс-диск с общим доступом. А дальше нужное можно перемещать в папку на компьютере, освобождая место для новых документов.

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2332
  • Регистрация: 11.3.2011
  • Номер участника: 95830
Предупреждение
Цитата(Елена Пономарева @ 8.8.2013, 10:23)
Цитата(saulesha @ 8.8.2013, 0:39)
Презентация нужна и полезна, сейчас пишу доклад на августовское совещание,требуют только в программе PowerPoint. Она проста и удобна!

А почему доклад на августовское совещание требуют обязательно в Power Point? Разве автор не сам выбирает, как ему представлять свое выступление?

Елена Александровна,
могу предположить, почему требование готовить доклады в виде презентаций PowerPoint, только потому, что они уж точно откроются biggrin.gif 

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(irex171 @ 8.8.2013, 23:29)
В своё время изучала разные рекомендации по созданию презентаций в РР, но разумней, чем прописаны в учебнике Intel Обучение для будущего (М., 2006) - Критерии на стр. 117-118, не нашла.
Например, когда говориться о том, что шрифты без засечек (Arial, Tahoma ...) легче читать с большого расстояния.
И вспомните ситуации, когда сидишь на "взрослой" конференции, слушаешь замечательных, заслуженных и уважаемых людей, и пытаешься различить сливающуюся строку на экране, набранную в Times New Roman...
А казалось бы - такое простое правило!


Цитата(vgfilatova @ 9.8.2013, 0:35)
У нас требования к презентациям для участия в конкурсах выставлены на сайте гимназии.
А ещё,когда ученики готовят свои работы для выступлений , то я их спрашиваю, что нужно сделать и как же нужно выступить , чтобы ваше выступление провалилось.
Такой вопрос заставляет вспомнить про критерии для презентации .ppt и плюс ораторское искусство.


Спасибо, Ирина Юрьевна, Валентина Григорьевна, это, действительно серьезная проблема - качество презентации. Есть данные психологов и по тому, какой шрифт лучше читается, и как расположить объекты на слайде, и сколько цветов/шрифтов целесообразно использовать. Все это вроде бы не секрет. А почему-то, действительно, качество даже "взрослых" презентаций оставляет желать лучшего. Понимаю, когда дети перегружают свое творение анимацией или делают каждый слайд в разном стиле - детям хочется ярких эффектов. Но когда это идет от взрослых людей?
Наверное, на это надо чаще обращать внимание и говорить хотя бы детям.

А еще не все знают, что рисунки в презентации очень легко оптимизируются, достаточно выделить любой и выбрать опцию "сжатие рисунков" с параметрами "качество, достаточное для проекторов". И они сожмутся сразу все, сделав презентацию легче.

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(lena1 @ 9.8.2013, 7:27)
Алсу Ганиева предлагает в своем блоге пойти От презентации к мультфильму, описывая как с помощью PPT сделать образовательный мультфильм. По-моему,здорово!

Спасибо, Елена Александровна, за еще один отличный способ использования программы PowerPoint. Не догадалась бы делать здесь мультики. А такого голубя, как в блоге у Алсу, средствами программы нарисовать - надо быть настоящим художником. Зато да, можно чуть менять расположение линии от кадра к кадру и создать эффект полета птицы.

Но вот задумалась, а действительно, как машет крыльями птица? Я бы не смогла нарисовать. Пришлось бы заняться серьезным изучением, провести исследование, сделать проект... biggrin.gif

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Dina277 @ 9.8.2013, 10:26)
Цитата(saulesha @ 8.8.2013, 0:39)
Презентация нужна и полезна, сейчас пишу доклад на августовское совещание,требуют только в программе PowerPoint. Она проста и удобна!

Елена Александровна,
могу предположить, почему требование готовить доклады в виде презентаций PowerPoint, только потому, что они уж точно откроются biggrin.gif

Наверное, Вы правы, Динара Муслимовна! Будем считать, что мы разгадали эту загадку. wink.gif

Новичок
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2
  • Регистрация: 26.7.2013
  • Из: г Нижний Новгород
  • Номер участника: 133212
Предупреждение
Уважаемая Елена Александровна! Спасибо за интересную и полезную информацию.
Поддерживаю вас в том, что презентация PowerPoint очень хороший способ передачи информации, но он требует много времени для подготовки.
ИД сильно упрощает этот процесс. Презентация урока легко готовится инструментами доски,
ПО smart notebook. Слайды можно растягивать. Перед уроком готовлю шаблон презентации урока, сохраняю его , а затем работаю с классом В этом ПО можно перемешать объекты.
Успехов, здоровья, взаимопонимания!

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 658
  • Регистрация: 13.4.2011
  • Из: Томск Россия
  • Номер участника: 96864
Предупреждение
Презентации легко встраивать полностью или слайдами в ИД.


--------------------
С уважением, Валентина Филатова

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(krevskajavf @ 9.8.2013, 14:46)
Уважаемая Елена Александровна! Спасибо за интересную и полезную информацию.
Поддерживаю вас в том, что презентация PowerPoint очень хороший способ передачи информации, но он требует много времени для подготовки.
ИД сильно упрощает этот процесс. Презентация урока легко готовится инструментами доски,
ПО smart notebook. Слайды можно растягивать. Перед уроком готовлю шаблон презентации урока, сохраняю его, а затем работаю с классом В этом ПО можно перемешать объекты.
Успехов, здоровья, взаимопонимания!

Спасибо огромное, Валентина Федоровна, и за пожелание - оно взаимное, и за добавления.
Конечно, ИД - это здорово. Но она пока есть далеко не у всех. Собственно, и компьютер с проектором есть еще не у всех.smile.gif
Но презентацию в таком случае можно выложить и на сайте и дать возможность детям поработать с ней дома. wink.gif

Наверное, самым правильным будет, давать все подходы, показывать все возможности. А каждый выберет то, что подходит к его условиям. Видимо, так.

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(vgfilatova @ 9.8.2013, 15:26)
Презентации легко встраивать полностью или слайдами в ИД.

Да, Валентина Григорьевна, спасибо Вам за подсказку.

Даже просто открытая на компьютере презентация уже активна на ИД, можно листать слайды. А если открыть через программу ИД, то станет возможным на ней писать и рисовать. Даже формат менять не надо.

Пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 23
  • Регистрация: 17.8.2012
  • Из: Пермь
  • Номер участника: 117683
Предупреждение
Старая добрая презентация... А почему бы и нет. Я ее использую, чтобы не писать много на доске))) Например, разбор тестовых ошибок из дом. работы. Каждый слайд - вопрос и правильный ответ. Представляете, сколько бы пришлось на доске писать!
А еще мне нравится использовать Презентации в разных формах. Например, виртуальная экскурсия, игры "Поле чудес" и "Кто хочет стать миллионером?" (идеи с сайта творческих учителей).
Отличная идея использовать триггеры в приготовлении тестов.
И конечно, дети свое выступление подкрепляют Презентациями. Перешла на вариант Презентации в Google Диске. Да, нет анимации, но... если учесть, что у меня в классе стоит Линукс, который анимацию, заложенную в PowerPoint, "разрешает" показывать только по минимуму, то работа в Google Диске хороша. По крайней мере, можно совместно все выполнить, не выходя за пределы квартиры)))
Ну , это про себя.
А вот про педагогов города отдельный разговор. Относительно Презентации настораживает тот факт, что последние курсы по ее составлению в Перми закончились в 2006 г. Наверху отрапортовали, что все учителя проучены. А педагоги города в основной массе как не умели, так и не умеют работать в PowerPoint. И когда разговариваешь с с ними на курсах о пользе презентации на уроке, единственный вопрос возникает у коллег:"Зачем это надо? Если уж понадобиться, то проще взять Диск с готовым и применить!" Максимум, на что способны педагоги, набросать на слайд картинки, сделать кое-какие надписи и выдать ученикам. Печально все обстоит в школах. Очень хочется, что в будущем измениться это положение хоть как-нибудь.

Сообщение отредактировал larochka-d - 9.8.2013, 16:35

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(larochka-d @ 9.8.2013, 17:21)
Перешла на вариант Презентации в Google Диске. Да, нет анимации, но... если учесть, что у меня в классе стоит Линукс, который анимацию, заложенную в PowerPoint, "разрешает" показывать только по минимуму, то работа в Google Диске хороша. По крайней мере, можно совместно все выполнить, не выходя за пределы квартиры)))

Лариса Сергеевна, спасибо за Ваше мнение, с Google диском поддерживаю, он мне тоже нравится.

Цитата(larochka-d @ 9.8.2013, 17:21)
А вот про педагогов города отдельный разговор. Относительно Презентации настораживает тот факт, что последние курсы по ее составлению в Перми закончились в 2006 г. Наверху отрапортовали, что все учителя приучены. А педагоги города в основной массе как не умели, так и не умеют работать в PowerPoint. И когда разговариваешь с ними на курсах о пользе презентации на уроке, единственный вопрос возникает у коллег:"Зачем это надо? Если уж понадобится, то проще взять Диск с готовым и применить!" Максимум, на что способны педагоги, набросать на слайд картинки, сделать кое-какие надписи и выдать ученикам. Печально все обстоит в школах.

Мне кажется, Вы недооцениваете педагогов. Я тоже работаю с коллегами, такими же, как я, педагогами, на курсах, и вижу, что что прогресс идет. Если совсем недавно их вдохновлял поиск в Интернете картинок к своей презентации, то теперь они уже успешно осваивают анимацию, включают в презентацию к уроку работу с заданиями из коллекции ФЦИОР, переходя к ним по гиперссылкам, находят интересные дизайнерские решения. А то ли еще будет!

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 986
  • Регистрация: 10.11.2012
  • Из: Киров, Кировская область
  • Номер участника: 123682
Предупреждение
В Power Point можно создавать различные презентации от иллюстративных до тренажёров. Мне нравится данная программа. Я ей пользовалась и буду продолжать дальше. Удобно и эффективно. А главное, в любой аудитории можно использовать и не зависеть от ПО.


--------------------
С наилучшими пожеланиями!
http://www.pgfenglish.ru

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
"Оживленные презентации" от учеников Елены Ковалевой, можно и учителям поучиться!


Сообщение отредактировал lena1 - 10.8.2013, 9:19


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(lena1 @ 10.8.2013, 10:07)
"Оживленные презентации" от учеников Елены Ковалевой, можно и учителям поучиться!

Да, Елена Александровна, спасибо за ссылку. На сайте classnet.ru, действительно, очень много интересных детских работ. Только большинство из них сделаны не в PowerPoint, а как видеоролики, в Movie Maker, например. Хотя идеями тоже можно воспользоваться. Спасибо! smile.gif

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Презентация Елены Александровны Годуновой "Как подать новый материал на уроке", содержит приемы организации активного обучения школьников. Идеями могут воспользоваться не только учителя иностранного языка! wink.gif
Спасибо, Елена Александровна, за Ваши отличные примеры включения презентации Power Point в урок.

Пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 18
  • Регистрация: 7.2.2013
  • Номер участника: 125889
Это же здорово, что Вы и Ваша школа такие продвинутые! Наверное, и мы когда-нибудь доберемся до этого уровня. Убегать вперед труднее, зато Вы можете нас научить чему-то, что для нас пока тайна за семью печатями.

Жаль, что школа в которой работаю я, по уровню современного технического оснащения, почти на уровне прошлого века. Но мы, учителя не сдаемся - носим с собой ноутбуки и показываем презентации. Мы понимаем, что современное время требует современных технологий, и для того чтобы их внедрять нужно не только иметь в классе мультимедийный проектор и интерактивную доску, нужны умения создавать собственные электронные учебные материалы. Зачастую чувствуешь себя не просто "чайником" а какой-то "древней посудиной". Появляется много нового, а ты за этим не поспеваешь. К учителю никто не придет и не скажет: "Появилась такая-то программа, вот инструкция, вот сама программа - изучайте и внедряйте всё это в учебный процесс." Поэтому сижу и "клепаю презентации". К счастью есть Интернет и Образовательная Галактика, которая создает образовательные площадки, такие например как "Школьная экспедиция", что дает учителям возможность потихоньку "выползать из века динозавров" и потихоньку продвигаться в современный мир с новыми знаниями и умениями!!!!

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Цитата(1fluffy @ 10.8.2013, 0:03)
В Power Point можно создавать различные презентации от иллюстративных до тренажёров. Мне нравится данная программа. Я ей пользовалась и буду продолжать дальше. Удобно и эффективно. А главное, в любой аудитории можно использовать и не зависеть от ПО.

Спасибо, Гульчачак! Поддерживаю: удобно и эффективно. Но если все-таки придется переходить на Линукс? Там презентации Power Point открываются некорректно. Пока меня такая перспектива пугает сильно.
-------------------

Комментариев нет:

Отправить комментарий