Школа и вуз: точки пересечения

1 мая 2015 года

В деятельности вузов города Воронежа приживается новая форма: дни открытых дверей. Что же тут нового? Дни открытых дверей проводятся, пожалуй, столько, сколько существуют вузы. А новое здесь – целевая аудитория. Вузы начали организовывать их не для детей и родителей, а для учителей.

Возможно, вы тоже задумаетесь: зачем? Я получила ответ на встрече с представителями двух факультетов Воронежского государственного университета – факультета прикладной математики и механики и факультета компьютерных наук. Оба факультета готовят специалистов по информатике и вычислительной технике. Встреча в формате круглого стола состоялась в рамках I муниципального салона образования, который организовал Центр развития образования города Воронежа. Удивило, что были приглашены учителя не только информатики, но и географии, биологии, физики, химии. Видимо, идеи STEM-образования проникли и к нам.


Участники круглого стола


Для справки. Факультет ПММ достаточно стар и опытен, ему 46 лет, количество бюджетных мест для первокурсников – 270, для поступления на факультет помимо русского языка и математики необходимо сдать экзамен по информатике.
Факультет компьютерных наук (ФКН) молод, ему только исполнилось 15. Количество бюджетных мест для первокурсников – 156, третий экзамен – физика.


Интересы школы и вуза сходятся в одной точке - абитуриент. Оба факультета назвали проблемой №1 отсутствие конкурса в вузы и, как следствие, низкий уровень студентов-первокурсников.
Не секрет, вузы сейчас повернулись лицом к школе, пытаясь привлечь к себе сильных выпускников. Конкуренция за абитуриентов, ориентированных на их специальность, заставляет факультеты искать новые подходы.

Почему на ФКН надо сдавать физику, а не информатику? Этот вопрос мы задали декану. 
«Почему физика? Она хорошо формирует способность думать при целенаправленной подготовке к ЕГЭ. Пусть школа научит детей думать. Программировать мы их научим сами».

Тогда почему на факультет ПММ вступительный экзамен - информатика?
«Мы хотим получить абитуриентов, которые уже проявили интерес к программированию», - ответили представители ПММ.

Интересно, какая из концепций более результативная?

Понравилось, что факультеты не только стараются привлечь выпускников, которые уже заинтересовались компьютерами и вычислительной техникой, но и растят себе будущих студентов сами. Как это возможно?

При факультете ПММ, например, действует Студия робототехники. Экспериментальная техническая школа. 400 мальчишек и девчонок с 5 по 11 класс занимаются здесь. Студия востребована. «Мы планируем расширить эксперимент и приглашать детей с 6 лет», - говорит ее руководитель Федотов Александр Викторович. – С этого возраста у детей надо формировать инженерное мышление». 
«Платные ли занятия?» – поинтересовались мы. 
«Да, потому что создание робототехники требует финансовых вложений. Но цены у нас в 2-3 раза ниже, чем в аналогичных организациях. Как нам это удается? Мы отошли от использования конструкторов. И школам советуем пойти по этому же пути. То, что применяется массово, Lego, например, - очень дорого. Чем пользуемся мы? Датчики Arduino и 3D-принтер».

Но у Студии есть желание расти. Они хотели бы охватить не 400 детей, а полгорода. Как это сделать?
Директор студии робототехники Федотов А.В.

«Давайте дружить!» - последовало предложения учителям школ. 
Увлечь детей робототехникой вполне по силам школьным учителям, а уж если им будет помогать такая солидная организация... 
Школы, которые занимаются робототехникой (пока их всего несколько), тут же были взяты на карандаш.
Заглянула уже после встречи на сайт Студии, полистала фотографии. Воодушевленные глаза совсем маленьких воспитанников. Всегда думала, что робототехника – что-то очень сложное. А здесь объединили то, что, казалось, не имеет точек пересечения: маленьких детей и инженерную мысль.

«А еще мы проводим традиционную школу-конференцию «Информатика в образовании», куда приглашаем школьных учителей и преподавателей вузов, - похвастались представители ФКН. – Месяц проведения – февраль, формат – международный».

«А почему бы вузу не взаимодействовать с педагогами дистанционно?» - спросили учителя.

«Да пытались. Когда дистанционные формы только начали появляться, - ответил декан, - мы проводили, например, онлайн консультации для сдающих ЕГЭ по информатике. В формате видеоконференции разбирались наиболее сложные задания. Учитель в школе собирал учеников, проецировал на экран, преподаватель вуза объяснял. Сейчас это перестало быть востребованным».

Интересно, почему? Уровень школьного учителя существенно возрос, и он сам вполне может объяснить любое задание? Или репетиторы вмешались и делают свое дело? Или форма не та? Есть еще одно предположение: информация из вузов до школ просто не доходит. Центр развития образования города Воронежа предложил свои услуги: стать буфером и обеспечить взаимодействие школ и вуза. Но зачем же усложнять? Если вуз готов к сотрудничеству со школами, нужны ли им посредники?
Ведь можно же объединить учителей информатики в сетевом сообществе, если есть желание помочь им в решении проблемы школы. Реплики учителей: "Есть оборудование - запустить не смогли", "Инструкция на английском - нет времени разбираться", "Если бы вузы помогли подготовиться к научно-практической конференции научного общества учащихся, проконсультировали участников..." - подсказывают, что такое взаимодействие для учителей актуально.

«Вот вы в курсе всех самых передовых разработок, а скажите, насколько широко вы сами используете информационные технологии непосредственно в учебном процессе?» - интересовались учителя у вузовских специалистов.
Ответ удивил и заставил задуматься: «Был период, когда мы с воодушевлением использовали все новшества. Именно у нас была самая первая в Воронеже интерактивная доска, мы первыми стали проводить консультации для студентов в сети. Сейчас мы больше заботимся о том, чтобы был хороший мел. Технологии в образовательном процессе для нас – не более чем ручка, которой должно быть удобно писать. Мы не акцентируем на них внимания». Вот так!

А потом для учителей была организована экскурсия. Мы побывали в Лаборатории информационных технологий в медицине. Всё то, что испытали на себе тележурналисты в этом ролике, продемонстрировали и педагогам.



Руководитель лаборатории Туровский Я.А. с воодушевлением демонстрирует свои детища


И еще нас пустили в святая святых ФКН: лабораторию, где, занимая три больших шкафа, помигивает зелеными огоньками суперкомпьютер. 
"40 ядер! - хвалились хозяева. - Младший братик того, который обеспечивает работу адронного коллайдера!" «А где же монитор?» – наивно поинтересовались учителя-неинформатики. «Доступ к компьютеру дистанционный», - засмеялся наш провожатый. «И какие же задачи вы решаете с помощью такого кибермозга? Зачем он вам?» - не успокаивались учителя. Нам показалось, что наш вопрос несколько смутил декана. «Да в общем-то он не для нас нужен. За ним в очередь биологи, химики, физики».

Подумалось, что если бы я сейчас оканчивала школу, искушение увлечься информационными технологиями было бы очень велико. smile.gif

А как ваши вузы заботятся о своих будущих студентах?


Комментарии


Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 2821
  • Регистрация: 4.7.2014
  • Из: РФ, Крым, Артек
  • Номер участника: 154008
Предупреждение
Плодотворная у вас получилась встреча!
На основании своего педагогического опыта убедилась в справедливости следующих выводов:
"Мы отошли от использования конструкторов. И школам советуем пойти по этому же пути. То, что применяется массово, Lego, например, - очень дорого. Чем пользуемся мы? Датчики Arduino и 3D-принтер"
«Технологии в образовательном процессе для нас – не более чем ручка, которой должно быть удобно писать. Мы не акцентируем на них внимания».


--------------------
С уважением,
Любавина Светлана

Активный пользователь
  • Группа: Модераторы
  • Сообщений: 2459
  • Регистрация: 22.3.2010
  • Из: Москва
  • Номер участника: 84494
Предупреждение
Елена Александровна! Большое спасибо за подробный формат репортажа, с важными и интересными вопросами-ответами участников Круглого стола и не менее важными авторскими комментариями увиденному-услышанному.

После прошедшего вебинара со специалистами СГАУ (Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева) на весенних интернет-каникулах, как раз возникли мысли по поводу более плотного общения с вузами, которым есть, что сказать школе (как ученикам, так и учителям).
Но возникла "гипотеза" о разных целях и задачах, стоящих сегодня перед образовательными учреждениями разного уровня. Если эти цели и задачи пересекаются на ребенке/подростке, рождается взаимодействие, т.к. оно, в принципе, очевидно. Но бывает (и очень часто), что "каждая лиса о своем хвосте заботится" (посл.). За распоряжениями, директивами и отчетами "отвыкаешь" от понимания и поддержки общечеловеческой концепции, сути, стремления ОУ к подготовке Специалиста, воспитании Личности...
Ну, и еще проблема ресурсов, конечно, играет роль. Кадровых, в частности. Если есть человек, которому по-настоящему интересно работать профессионально, честно, качественно, результативно, - то и происходят уникальные события: дети-взрослые, школа-вуз, реальное-сетевое...

Мы готовы рассмотреть варианты взаимодействия с вузами и ОУ профессионального обучения в рамках осенней конференции Галактики. Будут мысли и предложения - пишите, пожалуйста.


--------------------
С уважением, Екатерина А.

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3472
  • Регистрация: 28.5.2012
  • Из: ул. Жукова, д. 44
  • Номер участника: 116309
Предупреждение
У нас вообще нет экзамена по информатике.
Проводятся также дни открытых дверей, представители ВУЗов приезжают к школьникам. Но иногда даже эти представители и двух слов связать не могут, не то что увлечь ребят.
Зато однажды с высоких уст прозвучала мысль, что учителя сами виноваты, что дети не хотят идти в педвузы. Без комментариев.

Сообщение отредактировал Анна Шугай - 1.5.2015, 20:30


--------------------
Анна Шугай

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Любавина Светлана Валерьевна @ 1.5.2015, 12:20)
На основании своего педагогического опыта убедилась в справедливости следующих выводов:
"Мы отошли от использования конструкторов. И школам советуем пойти по этому же пути. То, что применяется массово, Lego, например, - очень дорого. Чем пользуемся мы? Датчики Arduino и 3D-принтер"
«Технологии в образовательном процессе для нас – не более чем ручка, которой должно быть удобно писать. Мы не акцентируем на них внимания».

Спасибо, Светлана Валерьевна!

То, что вы с детьми занимаетесь робототехникой, я уже поняла и Вашего блога. Но, скажите, пожалуйста, неужели у вас в школе есть 3D-принтер? Мне всегда казалось, что в школе (даже пусть в колледже) такую дорогую технику, тем более не первой необходимости, вряд ли купят. Или у вас какие-то особые условия? wink.gif

О технологиях. Ведь важно еще как относится к ним администрация. У нас есть школы, где далеко не каждый класс компьютером оборудован. Тут об ИКТ сложно говорить.
Бывают варианты, когда учителя обеспечили оборудованием, а теперь трясут, чтобы на каждом уроке интерактивная доска применялась.
А у вас как относятся в колледже? Учитель информатики не в счет: кабинет информатики должен быть оборудован. А остальные?

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Алексеева Екатерина @ 1.5.2015, 12:22)
возникла "гипотеза" о разных целях и задачах, стоящих сегодня перед образовательными учреждениями разного уровня. Если эти цели и задачи пересекаются на ребенке/подростке, рождается взаимодействие, т.к. оно, в принципе, очевидно. Но бывает (и очень часто), что "каждая лиса о своем хвосте заботится" (посл.).

Не может такого быть! Школа и вуз не конкуренты. У них же один вектор заботы, но с разных сторон: школе - подготовить ребенка к вузу, вузу - получить подготовленного абитуриента. Так что обе стороны заинтересованы в одном и том же.

Пожалуй, есть еще дополнительное поле взаимодействия для педагогических вузов. Сначала студенты на практику приходят. А потом как-то так получается, что, когда они до дипломной работы доходят, прибегают уже по своей инициативе (хотя, может, и не по своей? smile.gif ). (А можно опрос детям дать? А можно урок провести?) Почему бы тогда сотрудничество с педвузами не вывести за границы педпрактики? Пусть студенты шефство над нами возьмут. biggrin.gif

Если серьезно, для меня идеал модели сотрудничества "вуз-школа" - ПГСГА с Ольгой Федоровной Брыксиной.

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Анна Шугай @ 1.5.2015, 20:29)
У нас вообще нет экзамена по информатике.
Проводятся также дни открытых дверей, представители ВУЗов приезжают к школьникам. Но иногда даже эти представители и двух слов связать не могут, не то что увлечь ребят.
Зато однажды с высоких уст прозвучала мысль, что учителя сами виноваты, что дети не хотят идти в педвузы. Без комментариев.

Аня, у нас тоже дети не хотят идти в педагогический. Они считают это служение трудным и неблагодарным. Можно говорить, что оно по факту такое и есть, что живем в сложное время время, когда престиж профессии упал ниже плинтуса.

Но. Когда я только пришла в школу, моя коллега, замечательный учитель со всеми регалиями, рассказывала, что ее родители, сами педагоги, были категорически против, чтобы дочь шла по их стопам. Ей, выпускнице школы, категорически не разрешали поступать в педагогический. Это был 1952 год.

Наверное, и правда, виновата школа. Мы всё время перед глазами учеников, и наш труд их не вдохновляет.

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 947
  • Регистрация: 20.8.2012
  • Из: Нижний Тагил
  • Номер участника: 117773
Предупреждение
Какие возможности упускаем! Наш колледж тоже может использовать такую форму. Елена Александровна, спасибо за идею ♥♥♥


--------------------
Вы полагаете, всё это будет ...

Комментариев нет:

Отправить комментарий