Духовно-нравственное воспитание на уроках химии

9 августа 2013 года 


Конечно, воспитательные цели педагоги и раньше не отбрасывали. Может, не всегда считали приоритетными? 
ФГОС расставил все по местам, определив личностные результаты обучения на первое место.
Среди них – духовно-нравственное воспитание, базовые ценности которого задаются Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цитата
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Концепция является методологической основой для разработки и реализации ФГОС. 

А воплощать стандарт нам придется средствами всех предметов. Вот и приходится задумываться, где и как на своих уроках я могу осуществлять духовно-нравственное воспитание. Понятно, у филологов, обществоведов, историков в самом содержании материала заложен нравственный потенциал. Но химия? Посмотрим вместе?

ФГОС основного общего образования, требование к личностным результатам, первый пункт:
Цитата
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

На первый взгляд химии тут нет. Но это только на первый взгляд. Когда я училась в школе, меня удивляло изобилие русских ученых, оставивших яркий след в истории химии. 
Прикосновение к их жизненному пути не как к сухой биографии, а с позиции совершенного ими нравственного подвига, может оставить значимый след в душе ребенка, сформировать представление о нравственном идеале. 
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что каждый ученый, вписавший свое имя в историю науки – подвижник, потому что тот титанический труд, который осуществлен им, требовал полного самоотречения. Поэтому нравственные аспекты можно найти в биографии любого выдающегося исследователя. 

Возьмем самую известную фамилию – Менделеев. Что расскажут о нем школьники? 
Скорее всего, только то, что он создал Периодическую систему. А вот сам Менделеев считал равными для себя три службы Родине: ученый, педагог, и службу «на пользу роста русской промышленности». Он великолепно ориентировался в вопросах экономического развития, настолько, что ему доверили основной доклад на торгово-промышленном съезде. Он издал труд «Основы фабрично-заводской промышленности». Лично изучил топливную базу каменного угля. Заботился о развитии судостроения. Создавал бизнес-планы. Предложил программу освоения Арктики. Увлекался живописью, фотографией, был членом Совета Петербургской Академии художеств, организатором знаменитых «сред», куда собирался весь цвет русской интеллигенции. Знакомясь с его биографией, не перестаешь удивляться разносторонности этого человека.

В чем основа его многогранности? Может, это заложено в семье? "Принятие ценности семейной жизни" - еще одно требование стандарта. И тут можно удивиться еще раз. Дмитрий Иванович - семнадцатый ребенок в семье. 
Дед ученого был православным священником, отец окончил духовную семинарию, и, соответственно, дети в семье воспитывались на нравственных идеалах Православия. Вот в такой дружной многодетной семье давалось воспитание, позволившее человеку стать выдающейся личностью.

Очень благодатна ситуация, когда речь идет об ученом, связанном с родным краем. Тогда ученический проект, который включит в себя исследование жизни и деятельности этого человека, будет особенно близок школьникам. 

На кладбище Алексеево-Акатова монастыря в Воронеже установлен памятный знак: «Цвет Михаил Семенович (1872-1919). Ему дано открыть хроматографию – разделяющую молекулы, объединяющую людей». 
Кто он? Что он открыл? Почему "разъединяющую молекулы"? Почему "объединяющую людей"?

В 2008 году международное химическое общество широкомасштабно выбирало 100 величайших химиков всех времен и народов. 
Сколько российских имен оказалось в списке? Не угадаете. Всего пять. Три имени знает каждый школьник: Ломоносов, Менделеев, Бутлеров. Четвертое знакомо меньше – Николай Николаевич Семенов, благодаря работам которого 20 век стал веком пластмасс. 
Пятый – Михаил Семенович Цвет – ботаник, гениальное открытие которого обеспечило прорыв в аналитической химии и дало целую плеяду нобелевских лауреатов. Метод, придуманный им, и сегодня лежит в основе химического анализа, позволяя обнаружить более 200 веществ в кофе и 98 - в запахе земляники. 

Сам Цвет о Нобелевской премии даже не мечтал. Его короткая жизнь – неполных 48 лет – наполнена борьбой за существование, лишениями, разочарованиями и нравственным подвигом. 
Он родился в Италии, первую половину жизни - спокойную и безмятежную - провел в Швейцарии, став доктором естественных наук. 
А в 24 года переехал в Россию, записав в дневнике: «Наконец-то я вернулся на Родину». 
В Россию, где даже магистерский диплом ему пришлось защищать заново. В Россию, которая смогла ему, доктору наук, предложить лишь место лаборанта. 
Где найти силы, чтобы пройти весь путь заново и не отвернуться от Родины-мачехи? Но он его проходит. И уже став профессором Воронежского университета, лишенный недругами пайка, положенного в голодный 1919 ученым, создает кафедру, выросшую потом в биолого-почвенный факультет, занимается со студентами, отдает все время и силы, забывая о себе. Он не пережил тот трудный год. Но имя запомнят школьники, прикоснувшиеся к памятной плите на могиле ученого, постоявшие перед мемориальной доской на старом, но еще уцелевшем доме на улице Батуринской, где он жил, прошедшие по тихим улочкам, где он, больной и уставший, но не сломленный духовно, пешком ходил в университет.

Помимо работы с биографиями ученых есть еще одно важное направление, как реализовать на химии этот пункт личностных результатов. Это культурологический подход. Неожиданно? 
Когда-нибудь я, наверное, расскажу вам подробнее о химии в иконописи, фреске, мозаике, зодчестве… 
Пока лишь приведу пример, как виртуальную экскурсию к памятникам культуры можно сделать основой для изучения химии.

Мы отправимся к белокаменным храмам Владимиро-Суздальской Руси. 
Это шедевры 12-13 веков. Самые известные из них – храм Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. 
Панорама в 3D храма Покрова на Нерли во время разлива рек Клязьмы и Нерли может стать отличным мотиватором и артефактом. wink.gif (Только включите, пожалуйста, звук).
Белый камень – это известняк, следовательно, путешествовать будем в теме «Карбонаты», 9 класс. 

Свойства карбонатов мы исследуем на опытах (в реале, но, если кому интересно, можно посмотреть виртуально: 12), убеждаемся, что они легко растворяются в кислотах, переходят в растворимые соединения при взаимодействии с углекислым газом. 
И выявляются проблемы:
- как будут влиять на наши храмы кислотные дожди?
- почему вообще дождь становится кислотным?
- талая или дождевая вода принесет больше вреда?
- можно ли защитить жемчужины белокаменного зодчества от разрушения?
- может ли школьник влиять на этот процесс?
Конечно, мы найдем с детьми ответы, здесь коснусь только последнего вопроса. Химические реакции выстраивают цепочку от взрыва петарды до разрушения памятников. И это неприятное открытие тоже оставляет след в душе ребенка.

Презентацию с уравнениями химическим процессов, отвечающую на проблемные вопросы вы найдете здесь.

Коллеги, а на ваших уроках вы задумываетесь о духовно-нравственном воспитании? Какие пути реализации этого и других пунктов личностных результатов, обозначенных ФГОС, вы видите в рамках своих предметов?


Комментарии


Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4165
  • Регистрация: 7.5.2012
  • Из: Жамбылский район село Мынбаево Алматинская обл.
  • Номер участника: 115371
Елена Александровна, очень хорошую тему затрагиваете. В нашей стране воспитывающий аспект сейчас на первом месте, чуть-чуть наверно запоздали, а до этого первым был на обучающий аспект. Все таки нравственно-духовное воспитание оставляет желать лучшего. За эти переходные периоды, мы наверно потеряли многое на уроках, не уделяя воспитательному значению урока. Ну, конечно лучше поздно,чем никогда!Спасибо за пост!


--------------------
С уважением Сауле Абдыканова

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Цитата(saulesha @ 9.8.2013, 15:14)
За эти переходные периоды, мы наверно потеряли многое на уроках, не уделяя воспитательному значению урока. Ну, конечно лучше поздно,чем никогда! Спасибо за пост!

Спасибо, уважаемая Сауле Алихановна! Да, к сожалению, были годы, когда мы мало говорили об идеалах: советские ушли, а новые еще не сформировались. И воспитывались дети на иностранных фильмах о супергероях. А ведь наша многонациональная культура - это кладезь! Конечно, надо показывать это детям, каждый со своей стороны, на своем уроке, тогда и результат будет.

Пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 23
  • Регистрация: 28.10.2012
  • Номер участника: 122600
Уважаемая, Елена Александровна, не перестаю удивляться кладезем Ваших идей! Спасибо за акцент сделанный в сторону духовно-нравственного воспитания. Физика находится в таком же положении как и Химия.


--------------------
Свет@
Пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 27
  • Регистрация: 7.8.2012
  • Из: Тамбов
  • Номер участника: 117361
Предупреждение
Уважаемые коллеги! Меня тоже очень волнует тема духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» Константин Дмитриевич писал: «Кроме того, мы смело, высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов...» Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - это идеологическая и методологическая основа ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Прошло столько десятилетий, а слова великого педагога тесно переплетены с современными проблемами в воспитании детей. Я, работаю, учителем начальных классов. И мне обидно, что само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Хотелось, чтобы в современном мире ребёнок жил и развивался, окруженный источниками воздействия на него со стороны педагогов, родителей и общества в целом, только позитивного характера.
  •  
  •  


Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Цитата(Есенина Светлана @ 9.11.2013, 12:21)
Уважаемая, Елена Александровна, не перестаю удивляться кладезем Ваших идей! Спасибо за акцент сделанный в сторону духовно-нравственного воспитания. Физика находится в таком же положении как и Химия.

Светлана, спасибо за теплые слова. Тема духовно-нравственного воспитания волновала и волнует. Всегда считала, что это дело всех предметников. И физиков, и химиков, и даже математиков. Видела в физике, например, изучая тему "звук", учитель использовал колокольные звоны. При знакомстве с законами оптики обращался к витражам и мозаикам древних храмов.

На Руси, начиная с Софии Киевской, использовали золотую смальту, покрывая маленькие стеклянные кубики тонкой золотой фольгой и наплавляя сверху стекло. Они вставлялись среди разноцветных стеклышек под разными углами. Не потому что мастера не могли сделать ровно, просто и свет (свечи, лампады) тогда отражался под разными углами, рассеивался по храму, создавая особое светоносное пространство.
А в Европе, в основном, использовали витражи - цветные стекла в окошках. И это тоже очень красиво.

Думается, очень важно дать детям возможность прикоснуться к прекрасному.

Комментариев нет:

Отправить комментарий