13 апреля 2016 года
7 апреля 2016 года в параллели пятых классов МБОУ гимназия №9 города Воронежа уроков не было. Точнее, не было уроков в обычном понимании. Были «Уроки Маленького принца» - первое в истории гимназии образовательное путешествие в книгу.
По своей сути это событие стало ключиком к социальному проектированию, которым нынешние пятиклассники будут заниматься в следующем учебном году.
Начало апреля оказалось самым благодатным временем для такого предприятия. Судите сами.
Ежегодно 2 апреля весь мир отмечает Международный день детской книги, в который организуются выставки, конкурсы, представления, посвященные лучшим детским произведениям. 6 апреля 1943 года увидело свет первое издание книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». 12 апреля 1961 года человек впервые преодолел земное притяжение и вышел в космос.
Организаторы сплели все эти вехи в единое целое, скрепили прочным узлом, и самые маленькие ученики основной школы, которые уже на себе проверяют, что значит учиться по новым стандартам, отправились в путешествие к таинственным планетам, чтобы ответить на вопросы, такие насущные для всех детей и взрослых.
Первый урок. Все классы собрались в актовом зале: доказывали свою готовность к путешествию, распределились внутри классов, кто на какую из семи планет отправится.
С собой ребят попросили взять: книгу А.Экзюпери «Маленький принц», фломастеры, ручки разных цветов, ножницы, клей, блокнотик или тетрадь для путевых заметок.
Классов было шесть, планет - семь, как и у Маленького принца, поэтому каждый класс разделился на семь групп. Каждому ребенку предстояло побывать только на одной планете, но классу в целом – на всех семи, а потом собрать вместе все впечатления и выводы. Ведь в дружной команде всё, что знает любой ее участник, станет достоянием всех: они сумеют поделиться открытиями и находками. А на каждой планете решалась одна из серьезных проблем, поднятых в книге.
Вот названия планет и вопросы, на них обсуждаемые:
• Мозаика — проблема: сад души человеческой. Как за ним ухаживать?
• Путеводная звезда — проблема: для чего люди путешествуют?
• Иллюзия — проблема: почему нужно беречь Землю и себя на Земле?
• Интуиция — проблема: на что нужно обращать внимание, чтобы узнать человека?
• Любавушка — проблема: что значит дружить по-настоящему?
• Логос — проблема: могут ли дружить взрослые и дети?
• Планета цветов — проблема: как сотворить свою планету?
Чтобы никто не сбился с пути, каждый ученик получил именной бейдж-путеводитель.
На планетах ребят ждали местные жители (учителя), они тоже объединились, чтобы совместно искать пути решения проблем. Физкультурник работал вместе с учителем рисования над вопросом «Для чего люди путешествуют», психолог нашел точки соприкосновения с учителем английского языка, и они вместе вели ребят к поиску ответа на вопрос «На что нужно обращать внимание, чтобы узнать человека»…
На семи планетах параллельно в течение двух часов шли удивительные интегрированные уроки, которые продолжали программу необычного курса, существующего в расписании у наших пятиклассников: «Мир деятельности».
Небольшое отступление. Курс «Мир деятельности» был разработан для реализации ФГОС. А необычность его и в организации учебного процесса: в расписании курс стоит три урока в неделю, но работают с классом учителя по очереди, по 17 часов, блоками, сначала один педагог реализует программу своего предмета, потом в класс придет его коллега. Получается, что каждый учитель за год встретится со всеми шестью классами, а каждый класс по своему собственному маршруту пройдет все блоки программы. Она в деятельностном характере курса: метапредметным результатам здесь уделено, пожалуй, даже больше внимания, чем предметным. И в содержании: оно очень жизненное, и открывает каждый из предметов в новом ракурсе – применения его в человеческой деятельности. И в исследовательской направленности курса, построении занятий с приоритетом продуктивной деятельности.
Так что и работа в команде, и совместный поиск нашим пятиклассникам хорошо знакомы.
И для них не было сложным создать те разнообразные творческие продукты, которые разрабатывались на каждой из планет как форма представления полученных здесь результатов.
А за активность и креатив участники получили часть пазла, который каждый принес в свой класс. И только собрав все части, можно было сложить вопрос, который предстояло решить уже в составе своего классного коллектива.
Этому был посвящен урок четвертый. Среди всех решений проблем ребята должны были найти себе тему для социального проекта и вполне конкретное дело. Кто-то запланировал разведение цветов для озеленения школы, кто-то придумал проводить музыкальные перемены со спортивными упражнениями для всех классов, кто-то нашел способы сплотить параллель пятых классов и непременно воплотит все задуманное в следующем году.
На последнем уроке все ребята и взрослые опять вернулись в актовый зал, чтобы услышать от каждого класса о его планах: какой проект и как участники путешествия задумали реализовать в следующем учебном году.
Хочу поделиться одним наблюдением. Интересовалась мнением коллег: что они думают о мероприятии. Те, кто не работает по ФГОС, чаще всего сетовали и переживали, не пряча откровенный скепсис: это же все игрушки, жалко терять уроки, лучше бы математику решали, не стоит объединять вот так урок и внеурочную деятельность, столько труда вложено – чего ради…
Те, кто готовил мероприятие сами, отзывались о нем очень тепло, с воодушевлением рассказывали о задуманном, о том, чему они сами научились, пройдя все этапы подготовки с командой коллег. И, наверное, дело здесь не только во вложенном труде (хотя и в нем, конечно), но и в том, что, соприкоснувшись тесно с ФГОС (а учителя 5 классов работают по нему уже три учебных четверти), люди совсем иначе видят его задачи и пути их решения.
Что же, теперь нам, тем, кто работает в классах, куда новые стандарты еще не дошли, предстоит перенять опыт коллег и тоже научиться жить по ФГОС.
Справимся?
Зарисовки в пути
--------------------
Несомненно, именно администрация и идет впереди! Как иначе объединить столько людей единой целью?
Заместитель директора по УВР Екатерина Григорьевна Грищук, человек, уже знающий путь на Галактику и участвовавший неоднократно в Галактических конференциях, человек, который готов учиться всему новому, - вот источник творческого импульса для всего коллектива.
--------------------
Наталья Николаевна, спасибо за комментарий.
По поводу скептиков. Было бы странно, если бы их не было.
Я, например, по себе знаю, как трудно я принимаю новое даже тогда, когда оно не требует от меня особых усилий по адаптации к нему. А тут надо полностью перестроить свою работу, изменить подход. И труда вложить потребуется очень много.
Но, я уверена, что процессы, которые идут сегодня в образовании, уже имеют необратимый характер, вернуться к старому невозможно. А потому надо идти в новое.
Вы заметили, сколько молодых лиц среди учителей? Даже мальчиков. Они-то точно готовы к преобразованиям.
Елена Александровна, и у меня первая мысль возникла о названиях, отвлеченных и не очень детских. Наверное, можно было бы придумать другие.
Но каждую планету создавал ее автор: обустраивал, принаряжал, готовился к встрече гостей. И отнимать у автора право назвать свою планету так, как ему видится, было бы несправедливо.
Спасибо Вам за искренний интерес!
Татьяна Владимировна, сколько себя помню, уборка территории, летняя ремонтная бригада, дежурство по кабинетам были всегда.
В этом как раз ничего нового, пожалуй, нет.
В общегородских субботниках участвуют все школы.
--------------------
Елена Александровна, технология КТД в гимназии знакома.
Но я не могу объяснить, почему так задумалось, просто еще не работаю по ФГОС.
Знаю, что победа учебного заведения в конкурсе "Школа - лидер образования" и получение гранта на инновационную деятельность подтолкнули администрацию активнее экспериментировать. Мы разворачиваем сразу несколько проектов. В том числе, например, сетевое взаимодействие, внедрение дистанционного обучения.
То, что школа вошла в ТОП-100 лучших школ России, тоже обязывает не стоять на месте. Жизнь стимулирует действовать активнее. И мы пользуемся этой ситуацией)))
--------------------
--------------------
Да, школа большая: в параллели пятиклассников 6 классов, а всего в школе полторы тысячи учеников.
Но это дает нам определенные преимущества, поскольку финансирование школ остается подушевым.
Вот и терпим двухсменную организацию учебного процесса и массу других неудобств.
7 апреля 2016 года в параллели пятых классов МБОУ гимназия №9 города Воронежа уроков не было. Точнее, не было уроков в обычном понимании. Были «Уроки Маленького принца» - первое в истории гимназии образовательное путешествие в книгу.
По своей сути это событие стало ключиком к социальному проектированию, которым нынешние пятиклассники будут заниматься в следующем учебном году.
Начало апреля оказалось самым благодатным временем для такого предприятия. Судите сами.
Ежегодно 2 апреля весь мир отмечает Международный день детской книги, в который организуются выставки, конкурсы, представления, посвященные лучшим детским произведениям. 6 апреля 1943 года увидело свет первое издание книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». 12 апреля 1961 года человек впервые преодолел земное притяжение и вышел в космос.
Организаторы сплели все эти вехи в единое целое, скрепили прочным узлом, и самые маленькие ученики основной школы, которые уже на себе проверяют, что значит учиться по новым стандартам, отправились в путешествие к таинственным планетам, чтобы ответить на вопросы, такие насущные для всех детей и взрослых.
Первый урок. Все классы собрались в актовом зале: доказывали свою готовность к путешествию, распределились внутри классов, кто на какую из семи планет отправится.
С собой ребят попросили взять: книгу А.Экзюпери «Маленький принц», фломастеры, ручки разных цветов, ножницы, клей, блокнотик или тетрадь для путевых заметок.
Кто принес с собою книгу «Маленький принц»?
Классов было шесть, планет - семь, как и у Маленького принца, поэтому каждый класс разделился на семь групп. Каждому ребенку предстояло побывать только на одной планете, но классу в целом – на всех семи, а потом собрать вместе все впечатления и выводы. Ведь в дружной команде всё, что знает любой ее участник, станет достоянием всех: они сумеют поделиться открытиями и находками. А на каждой планете решалась одна из серьезных проблем, поднятых в книге.
Вот названия планет и вопросы, на них обсуждаемые:
• Мозаика — проблема: сад души человеческой. Как за ним ухаживать?
• Путеводная звезда — проблема: для чего люди путешествуют?
• Иллюзия — проблема: почему нужно беречь Землю и себя на Земле?
• Интуиция — проблема: на что нужно обращать внимание, чтобы узнать человека?
• Любавушка — проблема: что значит дружить по-настоящему?
• Логос — проблема: могут ли дружить взрослые и дети?
• Планета цветов — проблема: как сотворить свою планету?
Чтобы никто не сбился с пути, каждый ученик получил именной бейдж-путеводитель.
На планетах ребят ждали местные жители (учителя), они тоже объединились, чтобы совместно искать пути решения проблем. Физкультурник работал вместе с учителем рисования над вопросом «Для чего люди путешествуют», психолог нашел точки соприкосновения с учителем английского языка, и они вместе вели ребят к поиску ответа на вопрос «На что нужно обращать внимание, чтобы узнать человека»…
Команда учителей, работающих в пятых классах
На семи планетах параллельно в течение двух часов шли удивительные интегрированные уроки, которые продолжали программу необычного курса, существующего в расписании у наших пятиклассников: «Мир деятельности».
Небольшое отступление. Курс «Мир деятельности» был разработан для реализации ФГОС. А необычность его и в организации учебного процесса: в расписании курс стоит три урока в неделю, но работают с классом учителя по очереди, по 17 часов, блоками, сначала один педагог реализует программу своего предмета, потом в класс придет его коллега. Получается, что каждый учитель за год встретится со всеми шестью классами, а каждый класс по своему собственному маршруту пройдет все блоки программы. Она в деятельностном характере курса: метапредметным результатам здесь уделено, пожалуй, даже больше внимания, чем предметным. И в содержании: оно очень жизненное, и открывает каждый из предметов в новом ракурсе – применения его в человеческой деятельности. И в исследовательской направленности курса, построении занятий с приоритетом продуктивной деятельности.
Так что и работа в команде, и совместный поиск нашим пятиклассникам хорошо знакомы.
И для них не было сложным создать те разнообразные творческие продукты, которые разрабатывались на каждой из планет как форма представления полученных здесь результатов.
А за активность и креатив участники получили часть пазла, который каждый принес в свой класс. И только собрав все части, можно было сложить вопрос, который предстояло решить уже в составе своего классного коллектива.
Этому был посвящен урок четвертый. Среди всех решений проблем ребята должны были найти себе тему для социального проекта и вполне конкретное дело. Кто-то запланировал разведение цветов для озеленения школы, кто-то придумал проводить музыкальные перемены со спортивными упражнениями для всех классов, кто-то нашел способы сплотить параллель пятых классов и непременно воплотит все задуманное в следующем году.
На последнем уроке все ребята и взрослые опять вернулись в актовый зал, чтобы услышать от каждого класса о его планах: какой проект и как участники путешествия задумали реализовать в следующем учебном году.
Хочу поделиться одним наблюдением. Интересовалась мнением коллег: что они думают о мероприятии. Те, кто не работает по ФГОС, чаще всего сетовали и переживали, не пряча откровенный скепсис: это же все игрушки, жалко терять уроки, лучше бы математику решали, не стоит объединять вот так урок и внеурочную деятельность, столько труда вложено – чего ради…
Те, кто готовил мероприятие сами, отзывались о нем очень тепло, с воодушевлением рассказывали о задуманном, о том, чему они сами научились, пройдя все этапы подготовки с командой коллег. И, наверное, дело здесь не только во вложенном труде (хотя и в нем, конечно), но и в том, что, соприкоснувшись тесно с ФГОС (а учителя 5 классов работают по нему уже три учебных четверти), люди совсем иначе видят его задачи и пути их решения.
Что же, теперь нам, тем, кто работает в классах, куда новые стандарты еще не дошли, предстоит перенять опыт коллег и тоже научиться жить по ФГОС.
Справимся?
Зарисовки в пути
Комментарии
Активный пользователь
- Группа: Эксперт портала
- Сообщений: 721
- Регистрация: 24.6.2011
- Из: Свердловская область, г. Верхотурье
- Номер участника: 108080
Предупреждение
Елена Александровна, конечно же вы, ваши коллеги и школа справитесь!
Я уверена, потому что, читая этот пост, я увидела вашу школу вместе с ее талантливыми учителями, стремящимися идти вперед с ФГОС, с жаждущими знаний учениками, готовыми принять новые стандарты.
Это так здорово, когда есть такие уроки и такие учителя, которые
Спасибо за пост!
Я уверена, потому что, читая этот пост, я увидела вашу школу вместе с ее талантливыми учителями, стремящимися идти вперед с ФГОС, с жаждущими знаний учениками, готовыми принять новые стандарты.
Это так здорово, когда есть такие уроки и такие учителя, которые
Цитата
совсем иначе видят его задачи и пути их решения.
Без поддержки администрации школы не обошлось Так что тут тоже есть поддержка.Спасибо за пост!
--------------------
С уважением, Дегтярева Елена
Активный пользователь
- Группа: Эксперт портала
- Сообщений: 3102
- Регистрация: 25.9.2012
- Из: Воронеж
- Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(lea_83 @ 13.4.2016, 9:37)
Без поддержки администрации школы не обошлось Так что тут тоже есть поддержка.
Несомненно, именно администрация и идет впереди! Как иначе объединить столько людей единой целью?
Заместитель директора по УВР Екатерина Григорьевна Грищук, человек, уже знающий путь на Галактику и участвовавший неоднократно в Галактических конференциях, человек, который готов учиться всему новому, - вот источник творческого импульса для всего коллектива.
Активный пользователь
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 947
- Регистрация: 20.8.2012
- Из: Нижний Тагил
- Номер участника: 117773
Предупреждение
Как можно быть скептиком по отношению к такому мероприятию? Дети вовлечены в деятельность, решая столь сложные проблемы своими силами! Что может быть лучше? Вот такие со-бытия остаются в памяти и детей, и взрослых. Ролик замечательный: впечатление присутствия )))
--------------------
Вы полагаете, всё это будет ...
Активный пользователь
- Группа: Эксперт портала
- Сообщений: 5510
- Регистрация: 27.11.2010
- Из: Новосибирская область
- Номер участника: 93856
Предупреждение
Здорово!Кретивно, с душой, увлекательно! Молодцы!
Только вот названия планет не понравились, если честно! Очень уж искусственно созданы эти названия
Все названия планет из книги вполне были бы применимы и в вашем мероприятии, разве что кроме Астероида Пьяницы и то, можно было бы найти о чем поговорить на эту тему...
Новых успехов!
--------------------Только вот названия планет не понравились, если честно! Очень уж искусственно созданы эти названия
Все названия планет из книги вполне были бы применимы и в вашем мероприятии, разве что кроме Астероида Пьяницы и то, можно было бы найти о чем поговорить на эту тему...
Новых успехов!
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала
Активный пользователь
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 2386
- Регистрация: 16.9.2012
- Из: п. Кавалерово, Приморского края
- Номер участника: 118879
Предупреждение
Замечательно! Вспомнились слова: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» Антуан де Сент-Экзюпери
Дети должны не только говорить, но и практически убрать, например, двор.
Ваше мероприятие - пример того, как должна по-новому работать школа.
Дети должны не только говорить, но и практически убрать, например, двор.
Ваше мероприятие - пример того, как должна по-новому работать школа.
Активный пользователь
- Группа: Эксперт портала
- Сообщений: 3102
- Регистрация: 25.9.2012
- Из: Воронеж
- Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Наталь_я @ 13.4.2016, 10:14)
Как можно быть скептиком по отношению к такому мероприятию? Дети вовлечены в деятельность, решая столь сложные проблемы своими силами! Что может быть лучше? Вот такие со-бытия остаются в памяти и детей, и взрослых. Ролик замечательный: впечатление присутствия )))
Наталья Николаевна, спасибо за комментарий.
По поводу скептиков. Было бы странно, если бы их не было.
Я, например, по себе знаю, как трудно я принимаю новое даже тогда, когда оно не требует от меня особых усилий по адаптации к нему. А тут надо полностью перестроить свою работу, изменить подход. И труда вложить потребуется очень много.
Но, я уверена, что процессы, которые идут сегодня в образовании, уже имеют необратимый характер, вернуться к старому невозможно. А потому надо идти в новое.
Вы заметили, сколько молодых лиц среди учителей? Даже мальчиков. Они-то точно готовы к преобразованиям.
Активный пользователь
- Группа: Эксперт портала
- Сообщений: 3102
- Регистрация: 25.9.2012
- Из: Воронеж
- Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Елена Годунова @ 13.4.2016, 11:01)
Только вот названия планет не понравились, если честно! Очень уж искусственно созданы эти названия
Все названия планет из книги вполне были бы применимы и в вашем мероприятии, разве что кроме Астероида Пьяницы и то, можно было бы найти о чем поговорить на эту тему...
Все названия планет из книги вполне были бы применимы и в вашем мероприятии, разве что кроме Астероида Пьяницы и то, можно было бы найти о чем поговорить на эту тему...
Елена Александровна, и у меня первая мысль возникла о названиях, отвлеченных и не очень детских. Наверное, можно было бы придумать другие.
Но каждую планету создавал ее автор: обустраивал, принаряжал, готовился к встрече гостей. И отнимать у автора право назвать свою планету так, как ему видится, было бы несправедливо.
Спасибо Вам за искренний интерес!
Активный пользователь
- Группа: Эксперт портала
- Сообщений: 3102
- Регистрация: 25.9.2012
- Из: Воронеж
- Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Панкова Татьяна Владимировна @ 13.4.2016, 12:01)
Замечательно! Вспомнились слова: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» Антуан де Сент-Экзюпери
Дети должны не только говорить, но и практически убрать, например, двор.
Ваше мероприятие - пример того, как должна по-новому работать школа.
Дети должны не только говорить, но и практически убрать, например, двор.
Ваше мероприятие - пример того, как должна по-новому работать школа.
Татьяна Владимировна, сколько себя помню, уборка территории, летняя ремонтная бригада, дежурство по кабинетам были всегда.
В этом как раз ничего нового, пожалуй, нет.
В общегородских субботниках участвуют все школы.
Активный пользователь
- Группа: Эксперт портала
- Сообщений: 137
- Регистрация: 27.8.2010
- Из: Новокузнецк
- Номер участника: 86153
Предупреждение
Елена Александровна, спасибо за репортаж! Опыт интересный! Хотелось бы узнать о том, кому и почему пришла такая идея? Вы раньше занимались технологией "коллективное творческое дело" или чем-то еще? Тут явно что-то бОльшее, чем просто ФОС))
--------------------
С наилучшими пожеланиями, Елена Вострикова
Активный пользователь
- Группа: Эксперт портала
- Сообщений: 3102
- Регистрация: 25.9.2012
- Из: Воронеж
- Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Елена Александровна Вострикова @ 13.4.2016, 17:42)
Елена Александровна, спасибо за репортаж! Опыт интересный! Хотелось бы узнать о том, кому и почему пришла такая идея? Вы раньше занимались технологией "коллективное творческое дело" или чем-то еще? Тут явно что-то бОльшее, чем просто ФОС))
Елена Александровна, технология КТД в гимназии знакома.
Но я не могу объяснить, почему так задумалось, просто еще не работаю по ФГОС.
Знаю, что победа учебного заведения в конкурсе "Школа - лидер образования" и получение гранта на инновационную деятельность подтолкнули администрацию активнее экспериментировать. Мы разворачиваем сразу несколько проектов. В том числе, например, сетевое взаимодействие, внедрение дистанционного обучения.
То, что школа вошла в ТОП-100 лучших школ России, тоже обязывает не стоять на месте. Жизнь стимулирует действовать активнее. И мы пользуемся этой ситуацией)))
Активный пользователь
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 210
- Регистрация: 20.9.2010
- Номер участника: 91008
Предупреждение
Отличная история ... с последующими результатами и образовательными последствиями ! Здорово! Понравилась идея, отметила плодотворное взаимодействие коллектива! Спасибо!
--------------------
С уважением, Татьяна Скрипкина
Активный пользователь
- Группа: Эксперт портала
- Сообщений: 3413
- Регистрация: 11.9.2013
- Из: с.Таскала
- Номер участника: 142830
Предупреждение
Первое впечатление было - как много пятиклассников!) У нас общее количество всех учащихся нашей школы гораздо меньше...
Конечно, масштабное мероприятие. Во всех смыслах. Представляю, какую большую работу провели учителя при подготовке.
Очень понравились "Путевые заметки" в формате видеоролика!
Конечно, масштабное мероприятие. Во всех смыслах. Представляю, какую большую работу провели учителя при подготовке.
Очень понравились "Путевые заметки" в формате видеоролика!
--------------------
Всё будет хорошо! СМИ
Активный пользователь
- Группа: Эксперт портала
- Сообщений: 3102
- Регистрация: 25.9.2012
- Из: Воронеж
- Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Иргалиева Светлана @ 14.4.2016, 9:55)
Первое впечатление было - как много пятиклассников!) У нас общее количество всех учащихся нашей школы гораздо меньше...
Да, школа большая: в параллели пятиклассников 6 классов, а всего в школе полторы тысячи учеников.
Но это дает нам определенные преимущества, поскольку финансирование школ остается подушевым.
Вот и терпим двухсменную организацию учебного процесса и массу других неудобств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий