Мы учимся жить по ФГОС

13 апреля 2016 года

7 апреля 2016 года в параллели пятых классов МБОУ гимназия №9 города Воронежа уроков не было. Точнее, не было уроков в обычном понимании. Были «Уроки Маленького принца» - первое в истории гимназии образовательное путешествие в книгу. 
По своей сути это событие стало ключиком к социальному проектированию, которым нынешние пятиклассники будут заниматься в следующем учебном году. 
Начало апреля оказалось самым благодатным временем для такого предприятия. Судите сами. 
Ежегодно 2 апреля весь мир отмечает Международный день детской книги, в который организуются выставки, конкурсы, представления, посвященные лучшим детским произведениям. 6 апреля 1943 года увидело свет первое издание книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». 12 апреля 1961 года человек впервые преодолел земное притяжение и вышел в космос.
Организаторы сплели все эти вехи в единое целое, скрепили прочным узлом, и самые маленькие ученики основной школы, которые уже на себе проверяют, что значит учиться по новым стандартам, отправились в путешествие к таинственным планетам, чтобы ответить на вопросы, такие насущные для всех детей и взрослых.
Первый урок. Все классы собрались в актовом зале: доказывали свою готовность к путешествию, распределились внутри классов, кто на какую из семи планет отправится. 
С собой ребят попросили взять: книгу А.Экзюпери «Маленький принц», фломастеры, ручки разных цветов, ножницы, клей, блокнотик или тетрадь для путевых заметок.




Кто принес с собою книгу «Маленький принц»?


Классов было шесть, планет - семь, как и у Маленького принца, поэтому каждый класс разделился на семь групп. Каждому ребенку предстояло побывать только на одной планете, но классу в целом – на всех семи, а потом собрать вместе все впечатления и выводы. Ведь в дружной команде всё, что знает любой ее участник, станет достоянием всех: они сумеют поделиться открытиями и находками. А на каждой планете решалась одна из серьезных проблем, поднятых в книге. 
Вот названия планет и вопросы, на них обсуждаемые:
• Мозаика — проблема: сад души человеческой. Как за ним ухаживать?
• Путеводная звезда — проблема: для чего люди путешествуют?
• Иллюзия — проблема: почему нужно беречь Землю и себя на Земле?
• Интуиция — проблема: на что нужно обращать внимание, чтобы узнать человека? 
• Любавушка — проблема: что значит дружить по-настоящему?
• Логос — проблема: могут ли дружить взрослые и дети?
• Планета цветов — проблема: как сотворить свою планету?

Чтобы никто не сбился с пути, каждый ученик получил именной бейдж-путеводитель. 
На планетах ребят ждали местные жители (учителя), они тоже объединились, чтобы совместно искать пути решения проблем. Физкультурник работал вместе с учителем рисования над вопросом «Для чего люди путешествуют», психолог нашел точки соприкосновения с учителем английского языка, и они вместе вели ребят к поиску ответа на вопрос «На что нужно обращать внимание, чтобы узнать человека»… 

Команда учителей, работающих в пятых классах


На семи планетах параллельно в течение двух часов шли удивительные интегрированные уроки, которые продолжали программу необычного курса, существующего в расписании у наших пятиклассников: «Мир деятельности».

Небольшое отступление. Курс «Мир деятельности» был разработан для реализации ФГОС. А необычность его и в организации учебного процесса: в расписании курс стоит три урока в неделю, но работают с классом учителя по очереди, по 17 часов, блоками, сначала один педагог реализует программу своего предмета, потом в класс придет его коллега. Получается, что каждый учитель за год встретится со всеми шестью классами, а каждый класс по своему собственному маршруту пройдет все блоки программы. Она в деятельностном характере курса: метапредметным результатам здесь уделено, пожалуй, даже больше внимания, чем предметным. И в содержании: оно очень жизненное, и открывает каждый из предметов в новом ракурсе – применения его в человеческой деятельности. И в исследовательской направленности курса, построении занятий с приоритетом продуктивной деятельности. 



Так что и работа в команде, и совместный поиск нашим пятиклассникам хорошо знакомы.
И для них не было сложным создать те разнообразные творческие продукты, которые разрабатывались на каждой из планет как форма представления полученных здесь результатов.
А за активность и креатив участники получили часть пазла, который каждый принес в свой класс. И только собрав все части, можно было сложить вопрос, который предстояло решить уже в составе своего классного коллектива. 
Этому был посвящен урок четвертый. Среди всех решений проблем ребята должны были найти себе тему для социального проекта и вполне конкретное дело. Кто-то запланировал разведение цветов для озеленения школы, кто-то придумал проводить музыкальные перемены со спортивными упражнениями для всех классов, кто-то нашел способы сплотить параллель пятых классов и непременно воплотит все задуманное в следующем году.
На последнем уроке все ребята и взрослые опять вернулись в актовый зал, чтобы услышать от каждого класса о его планах: какой проект и как участники путешествия задумали реализовать в следующем учебном году.


Хочу поделиться одним наблюдением. Интересовалась мнением коллег: что они думают о мероприятии. Те, кто не работает по ФГОС, чаще всего сетовали и переживали, не пряча откровенный скепсис: это же все игрушки, жалко терять уроки, лучше бы математику решали, не стоит объединять вот так урок и внеурочную деятельность, столько труда вложено – чего ради…
Те, кто готовил мероприятие сами, отзывались о нем очень тепло, с воодушевлением рассказывали о задуманном, о том, чему они сами научились, пройдя все этапы подготовки с командой коллег. И, наверное, дело здесь не только во вложенном труде (хотя и в нем, конечно), но и в том, что, соприкоснувшись тесно с ФГОС (а учителя 5 классов работают по нему уже три учебных четверти), люди совсем иначе видят его задачи и пути их решения. 
Что же, теперь нам, тем, кто работает в классах, куда новые стандарты еще не дошли, предстоит перенять опыт коллег и тоже научиться жить по ФГОС.
Справимся? 
Зарисовки в пути

Комментарии


Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 721
  • Регистрация: 24.6.2011
  • Из: Свердловская область, г. Верхотурье
  • Номер участника: 108080
Предупреждение
Елена Александровна, конечно же вы, ваши коллеги и школа справитесь!
Я уверена, потому что, читая этот пост, я увидела вашу школу вместе с ее талантливыми учителями, стремящимися идти вперед с ФГОС, с жаждущими знаний учениками, готовыми принять новые стандарты.
Это так здорово, когда есть такие уроки и такие учителя, которые
Цитата
совсем иначе видят его задачи и пути их решения.
Без поддержки администрации школы не обошлось wink.gif Так что тут тоже есть поддержка.
Спасибо за пост!


--------------------
С уважением, Дегтярева Елена

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(lea_83 @ 13.4.2016, 9:37)
Без поддержки администрации школы не обошлось wink.gif Так что тут тоже есть поддержка.

Несомненно, именно администрация и идет впереди! Как иначе объединить столько людей единой целью?

Заместитель директора по УВР Екатерина Григорьевна Грищук, человек, уже знающий путь на Галактику и участвовавший неоднократно в Галактических конференциях, человек, который готов учиться всему новому, - вот источник творческого импульса для всего коллектива.

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 947
  • Регистрация: 20.8.2012
  • Из: Нижний Тагил
  • Номер участника: 117773
Предупреждение
Как можно быть скептиком по отношению к такому мероприятию? Дети вовлечены в деятельность, решая столь сложные проблемы своими силами! Что может быть лучше? Вот такие со-бытия остаются в памяти и детей, и взрослых. Ролик замечательный: впечатление присутствия )))


--------------------
Вы полагаете, всё это будет ...

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение
Здорово!Кретивно, с душой, увлекательно! Молодцы!
Только вот названия планет не понравились, если честно! Очень уж искусственно созданы эти названияsad.gif
Все названия планет из книги вполне были бы применимы и в вашем мероприятии, разве что кроме Астероида Пьяницы и то, можно было бы найти о чем поговорить на эту тему...
Новых успехов!

--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2386
  • Регистрация: 16.9.2012
  • Из: п. Кавалерово, Приморского края
  • Номер участника: 118879
Предупреждение
Замечательно! Вспомнились слова: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» Антуан де Сент-Экзюпери
Дети должны не только говорить, но и практически убрать, например, двор.
Ваше мероприятие - пример того, как должна по-новому работать школа.

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Наталь_я @ 13.4.2016, 10:14)
Как можно быть скептиком по отношению к такому мероприятию? Дети вовлечены в деятельность, решая столь сложные проблемы своими силами! Что может быть лучше? Вот такие со-бытия остаются в памяти и детей, и взрослых. Ролик замечательный: впечатление присутствия )))

Наталья Николаевна, спасибо за комментарий.
По поводу скептиков. Было бы странно, если бы их не было. smile.gif
Я, например, по себе знаю, как трудно я принимаю новое даже тогда, когда оно не требует от меня особых усилий по адаптации к нему. А тут надо полностью перестроить свою работу, изменить подход. И труда вложить потребуется очень много.
Но, я уверена, что процессы, которые идут сегодня в образовании, уже имеют необратимый характер, вернуться к старому невозможно. А потому надо идти в новое.
Вы заметили, сколько молодых лиц среди учителей? Даже мальчиков. Они-то точно готовы к преобразованиям.

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Елена Годунова @ 13.4.2016, 11:01)
Только вот названия планет не понравились, если честно! Очень уж искусственно созданы эти названияsad.gif
Все названия планет из книги вполне были бы применимы и в вашем мероприятии, разве что кроме Астероида Пьяницы и то, можно было бы найти о чем поговорить на эту тему...

Елена Александровна, и у меня первая мысль возникла о названиях, отвлеченных и не очень детских. Наверное, можно было бы придумать другие.
Но каждую планету создавал ее автор: обустраивал, принаряжал, готовился к встрече гостей. И отнимать у автора право назвать свою планету так, как ему видится, было бы несправедливо.

Спасибо Вам за искренний интерес!

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Панкова Татьяна Владимировна @ 13.4.2016, 12:01)
Замечательно! Вспомнились слова: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» Антуан де Сент-Экзюпери
Дети должны не только говорить, но и практически убрать, например, двор.
Ваше мероприятие - пример того, как должна по-новому работать школа.

Татьяна Владимировна, сколько себя помню, уборка территории, летняя ремонтная бригада, дежурство по кабинетам были всегда.
В этом как раз ничего нового, пожалуй, нет.
В общегородских субботниках участвуют все школы.





Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 137
  • Регистрация: 27.8.2010
  • Из: Новокузнецк
  • Номер участника: 86153
Предупреждение
Елена Александровна, спасибо за репортаж! Опыт интересный! Хотелось бы узнать о том, кому и почему пришла такая идея? Вы раньше занимались технологией "коллективное творческое дело" или чем-то еще? Тут явно что-то бОльшее, чем просто ФОС))


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Елена Вострикова

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Елена Александровна Вострикова @ 13.4.2016, 17:42)
Елена Александровна, спасибо за репортаж! Опыт интересный! Хотелось бы узнать о том, кому и почему пришла такая идея? Вы раньше занимались технологией "коллективное творческое дело" или чем-то еще? Тут явно что-то бОльшее, чем просто ФОС))

Елена Александровна, технология КТД в гимназии знакома.
Но я не могу объяснить, почему так задумалось, просто еще не работаю по ФГОС.
Знаю, что победа учебного заведения в конкурсе "Школа - лидер образования" и получение гранта на инновационную деятельность подтолкнули администрацию активнее экспериментировать. Мы разворачиваем сразу несколько проектов. В том числе, например, сетевое взаимодействие, внедрение дистанционного обучения.
То, что школа вошла в ТОП-100 лучших школ России, тоже обязывает не стоять на месте. Жизнь стимулирует действовать активнее. И мы пользуемся этой ситуацией)))

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 210
  • Регистрация: 20.9.2010
  • Номер участника: 91008
Предупреждение
Отличная история ... с последующими результатами и образовательными последствиями ! Здорово! Понравилась идея, отметила плодотворное взаимодействие коллектива! Спасибо!


--------------------
С уважением, Татьяна Скрипкина

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3413
  • Регистрация: 11.9.2013
  • Из: с.Таскала
  • Номер участника: 142830
Предупреждение
Первое впечатление было - как много пятиклассников!) У нас общее количество всех учащихся нашей школы гораздо меньше...
Конечно, масштабное мероприятие. Во всех смыслах. Представляю, какую большую работу провели учителя при подготовке.
Очень понравились "Путевые заметки" в формате видеоролика!


--------------------
Всё будет хорошо! СМИ

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Иргалиева Светлана @ 14.4.2016, 9:55)
Первое впечатление было - как много пятиклассников!) У нас общее количество всех учащихся нашей школы гораздо меньше...

Да, школа большая: в параллели пятиклассников 6 классов, а всего в школе полторы тысячи учеников.
Но это дает нам определенные преимущества, поскольку финансирование школ остается подушевым.
Вот и терпим двухсменную организацию учебного процесса и массу других неудобств.

Комментариев нет:

Отправить комментарий