Опыт внедрения модели «перевернутый класс». Без проблем возможно?

22 ноября 2015 года

С первого сентября мы с десятиклассниками пытаемся работать в «перевернутом классе». Это только кажется, что два с половиной месяца – это много. Если у вас один час в неделю, выбросим отсюда еще каникулы, остается всего десять уроков. Но первые выводы сделать уже можно.

Как прошли эти уроки? 

Работа в классе порадовала активностью ребят. Включались все. Равнодушных, спящих, отвлекающихся практически не было. Потому что в группе ответственность лежит на всех и за всех. Потому что темп высокий, а формы работы увлекающие. 
Первый урок, «История развития органической химии», мы создавали ленту времени из самых важных открытий-вех в этой области знаний. Да, не было компьютеров на каждого ученика или хотя бы на группу. Потому выбрали не электронный вариант, а пользовались разноцветными стикерами, размещая их на листе бумаги. Легко выбрать, трудно аргументировать выбор, но ученики отстаивали свою позицию, спорили, соглашались и не соглашались. Но ведь это и есть главное – диалог, в котором все мы учимся!

На последующих уроках выполняли задания по группам, готовили мини-лекцию для одноклассников, создавали тесты… 
Поначалу времени катастрофически не хватало. Потом мы научились быть более организованными: быстро включаться в работу, четко строить ответ. Стало легче. 
Активный отклик получила форма организации работы, когда ребята, действуя в парах, формулировали вопросы разных типов, потом отвечали на вопросы других, обменявшись случайным образом. И, наконец, третья пара становилась экспертами, оценивая корректность вопросов и правильность ответов. Каждый был и задающим вопросы, и отвечающим, и проводящим экспертизу. 
И, знаете, что поразило? Дети были очень придирчивыми экспертами, но при этом очень доброжелательными. 
У взрослых такое сочетание получается редко.

Домашняя работа. Выполняли ли ее? Да, в основном, ребята приходили подготовленными. Об этом свидетельствуют и тесты, предлагаемые регулярно в начале урока, и количество просмотров видео на канале YouTube, где выложены видеоролики - домашние задания. В воскресенье, накануне уроков химии в десятых классах, резко возрастало количество просмотров личного сайта учителя, где давались ссылки на домашнее задание.

Но выполняли, конечно, не все. И дело даже не в отсутствии доступа в Интернет. Да, периодически кто-то говорил, что возникла проблема с компьютером или с подключением к сети. Но выход всегда находился. Ведь появлялся повод сходить в гости к подружке, а можно было воспользоваться кабинетом информатики или просто зайти накануне урока в кабинет химии – видео лежит на компьютере. 

Дело в том, и это признавали дети, что не все старшеклассники готовы взять на себя ответственность за свое обучение.
Проще, гораздо проще, когда учитель отберет наиболее важный материал, разжует его на уроке, акцентирует внимание на нужных моментах, проведет ученика к усвоению материала с минимальными затратами сил со стороны самого ученика. Как перевести ребенка в режим саморазвития, если все привыкли, что за его обучение отвечают взрослые?

Эти результаты опроса были получены в начале октября, когда прошло чуть больше месяца работы в «перевернутом классе». Участвовали 32 человека, самые активные, те, кто изъявил желание принять участие в опросе. 

Огорчило ли, что большинство выбирает традиционные уроки? Пожалуй, да. Но это как раз и есть отражение того факта, что старшеклассникам хочется учиться так, как проще. Даже при том, что не каждый подросток сможет почувствовать и признать свою неготовность к самостоятельному обучению, половина детей отметили, что им не хватает целеустремленности, чтобы работать самостоятельно.

И ответ «Забывал выполнить домашнее задание» - красноречивое подтверждение того, что к ответственности такой не все готовы. Хотя очень надеюсь, что к концу года ситуация изменится. Ребята внутренне подрастут.




Обучаясь в мастер-классе Ольги Федоровны «Инструменты менеджмента в образовании: учимся планировать и организовывать совместную деятельность», осваивала инструментарий SWOT-анализа, раскладывая по полочкам плюсы и минусы модели «перевернутый класс». Последнюю строчку в рисках, «Отсутствие поддержки администрации», вписала гипотетически. 

Но уже на следующий день, в кабинете директора, получила подтверждение гипотезы. «Родители жалуются, что учитель спрашивает то, что не объяснял на уроке. Вы не имеете право спрашивать то, что не объясняли!» - услышала я категоричное. 
Доводы, что невозможно за час в неделю и объяснить, и закрепить, и проконтролировать, что ФГОС ориентирует нас помочь школьникам освоить самообучение, приобрести навыки черпать знания самостоятельно, что модель «перевернутого класса» находит все более широкое распространение в мире, оказались бесполезными.



И все-таки от «перевернутого класса» отказываться я не хочу. Очень сильна уверенность, что начало всегда таит сложности, что всё сгладится, мы найдем компромиссы, научимся, разберемся всеми участниками образовательного процесса вместе - я, ученики, родители, администрация.

Коллеги, подскажите, пожалуйста, а есть ли, действительно, какой-то документ, который регламентировал бы обязанность учителя объяснять всё самому на уроке? Как это согласуется с требованиями ФГОС?


Комментарии


Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 342
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Псков
  • Номер участника: 84580
Предупреждение
Елена, мое профессиональное глубокое уважение и восхищение! Держитесь, не сдавайтесь!
У меня был опыт в последние годы работы в школе. Это не был перевернутый класс, но было смешанное обучение. Я для учащихся 10, а затем 11 класса в специально развернутой на школьном сервере системе Moodle начала размещать для уроков учебные ситуации. Уроки проводила в компьютерном классе, часто домашнее задание тоже было там. Чтобы у всех детей были равные возможности, скооперировалась со школьным библиотекарем, и один из кабинетов, где было 5 компьютеров превращался накануне урока в читальный зал.
Многие могли сделать домашнюю работу дома.

Не все дети восприняли нововведение хорошо поначалу. Некоторые (причем довольно успешные в учебе) приняли в штыки и жаловались директору и завучу.

Причина в том, что:
- не было шансов незамеченно для учителя не выполнить домашнюю работу
- половить ворон на уроке.

На первом же уроке я показала ребятам что вижу все их следы: действия и результаты. Теперь не проходил вариант - пробовал и не получилось. Все пробы фиксируются.
Конечно, такой подход организовывал детей, намного сильнее вовлекал в учёбу. Для них это оказалось непривычным, выбивающемся из привычного.

На все вопросы директора отвечала так:
1. Давайте дождемся результатов полугодия, года. Измерим и сравним.
2. Всем (директору, завучу, коллегам и родителям) показывала требования ФГОС в части образовательных результатов. Анализировали метапредметные результаты, особенно сформированные регулятивные и познавательные УУД. Да, эти дети еще не учились по ФГОС, их результаты могли быть измерены в ЗУНах, особенно в заданиях ЕГЭ.
Но когда мы на родительском собрании рассмотрели требования работодателей, компоненты успешности в ВУЗе, то союзников прибавилось.

И главное - качество знаний существенно выросло. И это был самый весомый аргумент.

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 448
  • Регистрация: 16.7.2010
  • Номер участника: 85880
Предупреждение
Елена Александровна, я очень хочу поддержать Вас и сказать, что в сложившихся обстоятельствах Вы сделали обоснованный выбор технологии обучения и я жалею, что не пошла по Вашему пути летом. Я видела Ваш сайт, я прошла по всем ссылкам (в рамках нескольких уроков, конечно), посмотрела разные типы заданий, обратила внимание на качество учебного видео, и подумала тогда: какие молодцы коллеги, как они по-умному подготовились к началу учебного года. И мне очень обидно читать, что директор Ваша не увидела плюсов такой организации уроков. Что значит "нет объяснения"? Разве Вы на уроке рассказываете что-то другое? Или другими словами? Насколько я знаю, один из основных моментов в модели "перевернутый класс" - это вынести объяснение учителя на дом в виде подготовленной видеолекции (вот оно - объяснение учителя!) Его никто не отменял и не лишал учеников возможности его увидеть. Только у такого объяснения я вижу несколько плюсов по сравнению с обычным, на уроке. Во-первых, где гарантия, что на уроке нас все внимательно слушают? Дома, если человек сел, он точно услышит то, что хотел донести учитель. Во-вторых, да, на уроке есть возможность задать вопрос, но часто ли мы их слышим? Я про себя скажу, что крайне редко. С начала года я не слышала таких вопросов и это, может быть, особенность объяснения в классе. Всем всё понятно, пока не начали делать что-то самостоятельно. В-третьих, если что-то непонятно, то видео можно поставить на паузу, подумать, посмотреть еще и еще, а много ли мы повторяем на уроке объяснение? Так что насчет отсутствия объяснения - это совсем неверно. А главное, почему я пожалела, что не сделала так, как Вы - это всего 1 час в неделю! У меня тоже проблема с родителями, так как задаю каждый урок письменное домашнее задание, а не все ученики понимают, что его надо делать в системе. А как без д/з можно отработать решение задач? Я не знаю. Вот и думаю, что перевод чисел из 2 системы в десятичную и обратно можно и на видео посмотреть, а на уроке лучше порешать побольше, отработать навыки, задать те же вопросы. Я бы и родителям сказала: "Уважаемые, 8 класс (у меня) - предэкзаменационный, а у нас всего час в неделю. Как вы думаете, что легче - дома посмотреть лекцию, а в классе побольше поработать над решением задач, или я трачу на уроке время на тоже самое объяснение, разбираю сама пару задач на доске (а как же, им же надо показать алгоритм), и сколько у нас там времени осталось до конца урока? Всё остальное дети делают дома и сами?" Документов, к сожалению, которые "регламентировали бы обязанность учителя объяснять всё самому на уроке и как это согласуется с требованиями ФГОС" я не знаю, но я знаю точно, что объяснение учителя у Вас есть к каждому уроку, лично их видела. Да, не все ученики готовы взять на себя труд его посмотреть, ну так и традиционное домашнее задание они тоже (при наличии традиционного объяснения в классе) делают не все. Я очень внимательно читаю о Вашем опыте организации "перевернутого" обучения, и мне кажется (уверена), что Вы выбрали правильный путь!


Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 673
  • Регистрация: 9.3.2014
  • Из: Саратов
  • Номер участника: 149283
Предупреждение
В четверг, 3 декабря Марина и Юри Курвитс приглашают вас принять участие в вебинаре «Перевернутый класс для новичков. Три шага, без которых класс не перевернуть».
Цитата
Для нас, Марины и Юри Курвитс, переход к перевернутому классу, является логическим, продолжением работы, которая ведется не один год: учебная работа с учениками посредством блога, совместная работа над необязательным домашним заданием в документах Google, проведение дистанционных консультаций, а затем и онлайн-уроков, запись и размещение видеолекций, использование инструментов формирующего оценивания, проектирование учебной ситуации, применение проблемного подхода.


Подробности здесь


--------------------
Неревяткина Олеся Александровна

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3472
  • Регистрация: 28.5.2012
  • Из: ул. Жукова, д. 44
  • Номер участника: 116309
Предупреждение
Елена Александровна, может стоит на родительском собрании объяснить родителям "бонусы", которые они могут получить от перевёрнутого обучения?
Директору, наверно, надо также подробный анализ вашей новой технологии.
У меня возник вопрос: "Как вы строили работу с теми детьми, которые пришли на уроку неподготовленными?". Марина Курвитс предлагает следующее: дать поработать ребёнку с материалами вашего ДЗ на уроке, ведь у вас уже всё готово. Понятно, что те, кто не делал ДЗ дома, навряд ли, достигнут на уроке такого же результата, как те, кто подготовился к уроку. Кроме того, они же видят, что вы с остальными детьми занимаетесь чем-то более интересным. Может так, у ребят проснётся желание повысить свою планку?
Ответственность за обучение, наверно, у детей сразу не появится.
Я уверенна, что результаты вашего опроса к концу года изменятся.


--------------------
Анна Шугай

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 839
  • Регистрация: 23.6.2014
  • Из: г. Гродно, Беларусь
  • Номер участника: 153704
Предупреждение
Елена Александровна, я за вас! Жаль, что пока не все понимают, что такое "неразжеванное" обучение воспитывает в учениках ответственность и самоорганизацию. Ведь наши учительские объяснения очень часто не слушает добрая часть класса, а потом у детей на все один ответ: "Я не понял." А ПОСТАРАТЬСЯ понять, а прочитать ВНИМАТЕЛЬНО? Школьники пока не знают, что в ВУЗах никому не будет интересно, понятно студенту или нет. Студент обязан разобраться, чтобы сдать экзамен. Почему родители, взрослые люди, жалуются на то, что во благо их детям? Почему администрация поддерживает воспитание безответственности в детях?
Не сдавайтесь! У вас все получится!

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Коллеги, спасибо за поддержку!
Да, мне, конечно, хотелось, чтобы сразу все: администрация, дети, родители - стали союзниками.
Но, наверное, так невозможно.

Для большинства родителей главное, чтобы у чада были хорошие оценки. Ведь они уже настроились на то, что есть предметы, которые надо сдавать на ЕГЭ, по остальным нужна только оценка в аттестат.
Нажаловался, как я поняла, пока только кто-то один, но VIP-персона. Этого было достаточно для формирования позиции директора.

Цитата(Анна Шугай @ 22.11.2015, 17:55)
Директору, наверно, надо также подробный анализ вашей новой технологии.

Пока все, что связано с Интернетом, у директора вызывает отторжение.
Перед этим меня ругали за контакты с родителями и учениками вКонтакте. Буквально: "Елена Александровна, Вы дискредитируете себя".
Поэтому на пояснение директора, почему освоение материала в домашнем задании - это плохо ("При объяснении на уроке у Вас есть обратная связь, при домашнем просмотре ученик даже не может задать вопрос"), я ответила, что начинаю урок словами: "Какие вопросы возникли?".
Про то, что любой ученик может задать вопрос прямо из дома, поскольку все собраны вКонтакте, в закрытых коллективных беседах, решила не говорить. Ведь это априори не принимается.

Но жизнь продолжается! Цыплят по осени считают. wink.gif

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 673
  • Регистрация: 9.3.2014
  • Из: Саратов
  • Номер участника: 149283
Предупреждение
Цитата
Этого было достаточно для формирования позиции директора.



Методический сайт "Перевёрнутое обучение" по курсу "Химия" 10 класс есть приложение к утвержденной ( а значит под ней стоит подпись директора) рабочей программе. Утвержденный, значит допущенный, одобренный администрацией ОО до реализации.

Получается, в августе у директора вашего ОО была иная позиция.

Смена позиции администрации -наверное, одна из затруднительных проблем для учителя. Остальные - решаемы, даже если они в SWOT-анализе в зоне "Слабые стороны", "Риски"


--------------------
Неревяткина Олеся Александровна

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3472
  • Регистрация: 28.5.2012
  • Из: ул. Жукова, д. 44
  • Номер участника: 116309
Предупреждение
Цитата(Олеся Неревяткина @ 22.11.2015, 21:50)
Методический сайт "Перевёрнутое обучение" по курсу "Химия" 10 класс есть приложение к утвержденной ( а значит под ней стоит подпись директора) рабочей программе. Утвержденный, значит допущенный, одобренный администрацией ОО до реализации.

Получается, в августе у директора вашего ОО была иная позиция.

Смена позиции администрации -наверное, одна из затруднительных проблем для учителя. Остальные - решаемы, даже если они в SWOT-анализе в зоне "Слабые стороны", "Риски"

Я думаю, что директор просто выбрал более простой путь.


--------------------
Анна Шугай

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 237
  • Регистрация: 2.3.2013
  • Из: Ульяновск
  • Номер участника: 126406
Предупреждение
Елена Александровна! Я на Вашей стороне! Новые методики нужны и это идет в ногу со временем. Поисковый характер заданий-это самостоятельная деятельность учеников по добыванию знаний.. Но почему-то руководство это не понимает и не одобряет. Я за слова Капицы

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение
Елена Александровна, советую обратить внимание вот на эту формулу


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 123
  • Регистрация: 25.3.2013
  • Из: Кировская область, Слободской район
  • Номер участника: 128457
Предупреждение
В Примерной программе НОО (из реестра программ) ссылка идет на Приказ Минсоцразвития от 26 августа 2010 года №761н III. Должности пед. работников.
Учитель. Должностные обязанности (не полный текст):
- Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.
- Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.
- Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
- Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.
- Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
- Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

Как видим, фразы
Цитата
объяснять всё самому на уроке?
там нет. Мне кажется, наоборот, все фразы в пользу Елены Александровны.


--------------------
С уважением, Елена М.
http://mikhlyakova.ucoz.ru/

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Елена Годунова @ 24.11.2015, 12:42)
Елена Александровна, советую обратить внимание вот на эту формулу

D x V x F > R

Елена Александровна, я правильно трактую эту запись? Чтобы изменения произошли, необходимо, чтобы произведение неудовлетворенности ситуацией, видения будущего и первых шагов было больше, чем оказываемое сопротивление?
То есть, надо делать более решительные шаги либо помогать окружающим увидеть перспективу?
Спасибо! Тактика понятна.

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Елена Михлякова @ 24.11.2015, 17:46)
В Примерной программе НОО (из реестра программ) ссылка идет на Приказ Минсоцразвития от 26 августа 2010 года №761н III. Должности пед. работников.

Спасибо, Елена Александровна!
Сколько замечательных тезок у меня на Галактике! smile.gif

В "Порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ", утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2 есть такая фраза:
Цитата
допускается отсутствие аудиторных занятий;


т.е. в принципе можно ничего не объяснять на уроке, только работать с электронными ресурсами. ))

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 374
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Самара
  • Номер участника: 84599
Предупреждение
Елена, огромное спасибо за вдумчивый, глубоко профессиональный пост! Как он востребован для нас со студентами. Теперь можно из рассказа о "перевернутом обучении" убрать слово "априори" и ссылаться на РЕАЛЬНЫЙ опыт, анализировать РЕАЛЬНЫЕ проблемы, поскольку это уже определенная СИСТЕМА.

К продолжению нашего осеннего разговора о визуализации видов деятельности... Попытались это сделать здесь...
Но это тоже пока черновой вариант. ОЧЕНЬ хочется визуализировать...

С благодарностью за бесценные идеи, Ольга

Пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 21
  • Регистрация: 19.4.2016
  • Из: Владивосток
  • Номер участника: 188590
Предупреждение
Я еще не имею такого опыта внедрения модели «перевернутый класс», но интересуюсь проблемой, чтобы знать, какие подводные камни меня ждут в будущем.
Соглашусь с Еленой в том, что «старшеклассникам хочется учиться так, как проще», и поэтому они выбирают обычный урок, где можно просто «посидеть, послушать» и получить знания в готовом виде, " на блюдечке". И по моему наблюдению тоже, далеко не все старшеклассники готовы к самостоятельному обучению. А вот ситуация с пятиклассниками, с которыми я работала в этом году, немного иная, это «фгосовские» дети.


--------------------
Елена Ковалева, koval-rom.jimdo.com


Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Елена Ковалева @ 5.8.2016, 1:57)
Я еще не имею такого опыта внедрения модели «перевернутый класс», но интересуюсь проблемой, чтобы знать, какие подводные камни меня ждут в будущем.
Соглашусь с Еленой в том, что «старшеклассникам хочется учиться так, как проще», и поэтому они выбирают обычный урок, где можно просто «посидеть, послушать» и получить знания в готовом виде, " на блюдечке". И по моему наблюдению тоже, далеко не все старшеклассники готовы к самостоятельному обучению. А вот ситуация с пятиклассниками, с которыми я работала в этом году, немного иная, это «фгосовские» дети.

Елена Геннадьевна, как здорово, что Вас тоже интересует "перевернутое обучение"! Будем искать ответы вместе!
Не работаю в среднем звене: моими ученики становятся только с 8 класса. Поэтому очень интересно, что Вы вкладываете в слова "фгосовские дети"? Поделитесь?

Кстати, Вы по крайней мере третья Елена Ковалева на портале)))
Успехов Вам!

Комментариев нет:

Отправить комментарий