Цифровая компетентность подростков и родителей. Размышляем вместе?

11 сентября 2013 года 

Познакомилась в сети с очень любопытным документом - монографией, представляющей результаты первого общероссийского научного исследования цифровой компетентности подростков и их родителей, проводившегося в 2013 году Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google. 

Не претендуя на глубокой осмысление – над ним будут работать ученые и методисты, - хочу познакомить с некоторыми результатами из разряда удививших и предложить поразмышлять над выводами вместе.


Источник картинки

Возник вопрос: в качестве респондентов выбраны подростки 12-17 лет, пользующиеся Интернетом, и взрослые, имеющие детей 12-17 лет, пользователей Интернета. Почему подростки – понятно. Почему выборка взрослых была ограничена такими жесткими условиями? 
Ответа в работе не нашла, но предположила, что авторы хотели понять, есть ли «цифровой разрыв» между отцами и детьми, насколько он велик, существует ли вообще проблема непонимания между поколениями в этой сфере. 
Является ли при этом данная категория взрослых наиболее активными пользователями Интернета? Дает ли наличие Интернет-активных детей дополнительный стимул к собственному развитию? Ответов на эти вопросы мы пока не знаем.

Необычность исследования в том, что оно включало не только изучение знаний и умений пользоваться ИКТ, но и мотивационную сферу – готовность учиться, и ответственное отношение, в том числе к обеспечению безопасной работы в сети. 




Подробнее с вопросами, на которые пришлось отвечать подросткам и взрослым, можно познакомиться на страницах 50-51 документа. А полный текст опросника для подростков и для родителей есть на сайте Фонда Развития Интернет.
Мне было интересно посмотреть вопросы еще и в плане сравнения со своей личной IT-компетентностью. Какие вопросы задавались? Что вообще вкладывается в понятие «цифровой компетентности»? Каким требованиям должен отвечать опытный пользователь?

Когда регистрировалась в Галактическом сообществе, вызвал недоумение вопрос об уровне владения ИКТ: базовый или продвинутый. А где она, база? Продвинутый относительно чего? Кто и где задал эти параметры? И как вообще понять: а хотя бы до базового ты уже дотянулся? smile.gif

В принципе не стало неожиданностью, что компетентность и подростков, и их родителей оказалась достаточно низкой: примерно одна треть от максимально возможной. 


Удивило другое: респонденты, особенно подростки, оказались склонными переоценивать свой уровень. 

Цитата
У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное представление о собственной цифровой компетентности: практически 80 % подростков и каждый второй родитель считают себя уверенными пользователями Интернета. Оценка же уровня цифровой компетентности показывает, что это завышенное и неадекватное представление.


С одной стороны неплохо: молодое поколение растет уверенным, свободно чувствующим себя на просторах Интернета, не страдающим комплексами по поводу собственного незнания-непонимания. Юношеству свойственен максимализм. 
Но есть и другая сторона. Очень неожиданным оказалось, что подростки, характеризующие себя как «не очень уверенный» пользователь, по факту имели цифровую компетентность даже ниже, чем те, кто назвал себя «совсем неуверенным». Тревожной при этом кажется закономерность, что у тех, кто считает свой уровень компетентности высоким, слабо развита мотивационная сфера. «Я и так все знаю, мне не нужно учиться», - примерно так выглядит их мнение о себе. 
Понятно, что в наш цифровой век с быстроразвивающимися технологиями даже если ты уже продвинутый пользователь, то нежелание осваивать новое означает обязательное отставание через небольшой промежуток времени. А если еще и нынешний высокий уровень всего лишь иллюзия?

Хотя источник завышенной самооценки мне вполне понятен: эталона не дали, не показали, к чему вообще надо стремиться. А если еще рядом те, кто ниже тебя по уровню, вполне можно и зазнаться. wink.gif

Цитата
Таким образом, с одной стороны, можно говорить о существовании у респондентов иллюзии своей цифровой компетентности, которая снижает у них мотивацию к дальнейшему развитию в этой сфере, а с другой — об окончательном развенчании мифа о том, что дети все знают и умеют в интернете.


Конечно, не является открытием, что дети пользуются интернетом активнее и интенсивнее, чем родители. Мобильный интернет у детей в два раза более популярен, его сегодня использует практически каждый второй подросток. 
Но в этом видится еще один подводный камень. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что в мобильном интернете возможности все-таки более ограничены. А это значит, меньше стимулов к освоению нового. Могут ли здесь помочь педагоги, мотивируя и направляя учеников?

Порадовала статистика, что учебной деятельности в интернете подростки отводят больше времени, чем отдельно общению, поиску друзей и играм.

Исследование выявило и неоднородность развития компонентов цифровой компетентности: так, знаниевая компетентность оказалась самой высокой: 50% от максимума. И родители здесь практически не отстают, а в некоторых сферах (например, в сфере потребления) даже опережают. Уступают они в умениях и ответственности. А вот показания мотивации оказались очень низким и у детей, и у родителей. Устойчивая установка на самосовершенствование в цифровом мире и у тех, и у других, составила лишь 20 % от максимально возможной. Так что «цифровой разрыв» заключается не в знаниях, а в умениях и ответственности, и именно здесь его надо преодолевать. Но для этого создавать мотивацию на освоение ИКТ.




Подумалось, а если бы подобное исследование проводили среди педагогов, какой бы в среднем была мотивация у нашей братии? smile.gif 

Задавались вопросы и об источниках умений работать в сети. Отгадаете самый популярный ответ? Правильно! Самостоятельно! Сами освоили сеть три четверти подростков и две трети взрослых. Каждый пятый взрослый признался, что его научили пользоваться интернетом собственные дети.
Можно было бы увидеть в этом печальный факт того, что дети не считают школу источником своих умений (лишь 14 % из них указали, что их научили в школе, только 40 % удовлетворены в той или иной степени тем, что предлагает им школа, и 44 % категорично заявили, что школа никаких полезных знаний в этой области не дает или даже не способна дать). 
Но мне кажется, есть повод и для оптимизма! Ведь если научились сами, сами сделали самые трудные первые шаги, то и дальше развиваться смогут. 
Плохо то, что только каждый десятый подростков отметил, что получил в школе информацию о безопасном использовании интернета. 
Они не научились или мы не учили?

Еще один факт, который несколько озадачил, это недооценка взрослыми и детьми друг друга.


Сравните ответы на вопрос: "Что делают взрослые в Интернете", данные родителями и их чадами. Не все дети даже знают, что их родители Интернетом пользуются! 
Но практически так же выглядит и диаграмма, отражающая ответы об Интернет-делах подростков. Только теперь их недооценивают взрослые! Вот сфера, явно требующая коллективных усилий. Давайте искать точки соприкосновения с детьми, общее поле для взаимодействия, раскрывать возможности Интернета и посвящать в тайны своей деятельность друг друга.

В документе есть множество и других интересных данных, вызывающих разные чувства. Здесь и стратегии поведения, которые выбирают родители, и роли, которые они отводят в этом вопросе школе, и пожелания детей, и оценка рисков сети Интернет теми и другими. 

А что удивило вас? Как учесть полученные результаты в работе с детьми и родителями? Продолжим диалог?


Комментарии


Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 35
  • Регистрация: 23.3.2013
  • Из: c. Одесское
  • Номер участника: 128172
Предупреждение
Елена Александровна, я над этим вопросом серьезно задумалась, когда принимала участие в интернет-каникулах на Галактике. Весна 2013. Большое влияние на меня оказала работа в мастерской "Родители онлайн", которой руководила Калиберда Елена Львовна. Я получила новые знания, опыт сетевого взаимодействия, создала несколько цифровых ресурсов для родителей и детей, познакомилась с ресурсами, которые подготовили другие коллеги. Всё это использую сейчас в работе с родителями и учениками. Провела родительское собрание и классный час на тему "Цифровая компетентность родителей и учеников". Дети оказались более активными, чем родители. Они сами создали свою группу "В контакте", пригласили меня. Эта группа действительно работает, в ней состоят все ученики класса. Вместе обсуждаем важные вопросы, касающиеся школьной жизни, мероприятий в классе, а самое главное устраиваем дискуссии на различные актуальные жизненные темы, проводим опросы, создаем фотоальбомы, слайд-шоу, дети размещают любимые музыкальные произведения. Я теперь в курсе, чем интересуются мои ученики. А с родителями сложнее. Редко кто заходит на сайт школы. В Дневнике.ру активна только половина родителей класса.


--------------------
Ирина Бородавкина


Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Ирина Бородавкина @ 31.10.2013, 13:15)
Дети оказались более активными, чем родители. Они сами создали свою группу "В контакте", пригласили меня. Эта группа действительно работает, в ней состоят все ученики класса.
А с родителями сложнее. Редко кто заходит на сайт школы. В Дневнике.ру активна только половина родителей класса.

Ирина, спасибо за интересный опыт, за цифровую активность, за готовность внедрять новое!
По-моему, это нормально, что дети активнее родителей. Более того, многие дети говорят, что не хотят, чтобы родители были в Интернете рядом с ними. Ну, должны же быть у них какие-то тайны, свой космос, свой мир. Может, из уважения к этому миру родители не спешат на Интернет-территорию детей? А может, нам, взрослым, просто труднее на это решиться?

Комментариев нет:

Отправить комментарий